Болгария отметила 140-летие освобождения страны от османского ига в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Кульминацией праздника стали торжественный воинский ритуал и фейерверк, которые состоялись в центре Софии на площади Народного собрания у памятника Царю-освободителю Александру II. Во время торжественного парада президент Болгарии выразил признательность страны не единой русской армии, а
разным народам, которые ее составляли.
«Хочу откровенно сказать, что для меня трудно было слышать все эти ссылки на участие других стран в освобождении Болгарии. Ни польский сейм, ни литовский сейм не принимали решение о начале войны с османской Турцией. Надеюсь, средства массовой информации нас слышат и передадут некоторое разочарование Патриарха в том, что он услышал неправильную историческую интерпретацию событий, связанных с освобождением Болгарии», – сказал Патриарх Кирилл на встрече с президентом Болгарии Руменом Радевым.
Патриарх Кирилл подчеркнул, что не может быть «никаких политических и прагматических причин» замалчивать или ложно интерпретировать роль России. «Мы – за историческую правду, господин президент. Мы эту историческую правду завоевали своей кровью», – заявил Предстоятель Русской Церкви.
В ответ Румен Радев подчеркнул, что уважает «каждую каплю крови, пролитой на болгарскую землю». «Ни в какой мере мы не недооцениваем вклад русской армии в освобождение Болгарии. Но русская армия была многонациональная, и мы чтим память каждой нации», – ответил Патриарху Радев. «Мы уважаем свою историю. В ней написано, что это была Русско-турецкая освободительная война. А не польско-турецкая или какая-либо другая», – добавил он.
Патриарх Кирилл поблагодарил президента за разъяснение ситуации, однако отметил, что имя Царя-освободителя Александра II так и не прозвучало, хотя церемония проходила у памятника ему. «Болгарский и русский народ невозможно обмануть. То, что я пережил на Шипке – это очень глубокий духовный опыт. И там я понял, что независимо от той политики, которую осуществляет государственная власть в Болгарии, в болгарском народе хранится глубокая признательность к русскому народу», – рассказал Патриарх.
«Как бы вы расценили слова президента Болгарии? Что это – отдание чести всем нациям, освобождавшим Болгарию, или желание принизить роль России?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что это признание несамостоятельности политического руководства Болгарии.
«Они вынуждены говорить то, что им диктуют их политические шефы и финансовые спонсоры. В этом отношении мнение болгарского народа совершенно иное, и мы его знаем. Но руководство Болгарии на протяжении многих десятков лет идет в разрез с народным мнением и народным почитанием памяти русских солдат, освободивших Болгарию, и императора нашего, который даровал свободу и государственность. До той войны не было Болгарии как самостоятельного государства», - добавил он.
«Но в этом есть закономерность. Если речь идет об освобождении народа – это одна ситуация. А другое дело, когда речь о даровании субъектности. И человек, который так выступил, соответственно признал, что не является представителем того самого субъекта политической арены, которая благодарит Россию и российский народ, даровавший ему эту субъектность. Президент представляет собой объект манипуляции Запада, тем самым сам себя разоблачил», - отметил о. Александр.
«Для нас память о Плевне, о Шипке – это важно. Я сегодня как раз был рядом с памятником героям Плевны на Славянской площади. Место почитаемое нами всеми. Мы чтим память наших воинов, которые сложили свои головы, и радуемся освобождению славян, которое тогда произошло. Это наша история, и начало болгарской истории. И сейчас в выступлении болгарского лидера мы видим, что как раз это и не признается. Но как может говорить о зарождении государственности человек, который эту самостоятельность потерял?» - вопрошает священник.
«А народ болгарский – братушки наши южные, конечно, признательны русским. И мы с ними имеем очень теплые хорошие отношения. Но отношения именно народов наших не всегда совпадают с отношениями со стороны тех людей, которые представляют Болгарию на международной арене», - заключил он.
Протоиерей Вячеслав Кочкин, руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии, отметил, что «трудно влезть другому человеку в голову и сказать, в связи с чем было сделано то или иное его высказывание, но здесь видна тенденция, которая прослеживается во всех наших бывших союзнических государствах, и не только по Варшавскому договору, но и вообще среди южнославянских народов, которых так заботливо опекала Российская Империя, которых она, можно сказать, спасла от турецкого геноцида, подарила им государственность – в том числе и в Болгарии».
«Я не хочу сказать, что обидно слышать такие слова – нет, нужно подняться над этим, а чувство гордости за Родину превыше всяких мелких обид, которые наносят нам такие высказывания. Это желание задобрить западных спонсоров, своих заокеанских благодетелей и выслужиться перед ними – по-другому я сказать не могу. Конечно, это свидетельствует о недальновидности тех или иных политиков», - подчеркнул он.
«Поэтому, если ты хочешь сейчас выслужиться перед своими западными благодетелями, можешь так говорить, но Россия была, есть и будет единственной страной в мире, которая объединяет весь славянский мир. Это поймет и Польша, и западные славяне – так и будет. Когда говорят, что русская армия была многонациональной, мы не можем этого отрицать – действительно, каждая капля крови, пролитая за свободу какой-либо страны, ценна, достойна уважения и почитания», - отметил священник.
«Но кого бы мы ни взяли из тогдашних представителей Российской Империи, участвующих в войне, в первую очередь они выступали за наших православных братьев, болгар, и слово «русский» в равной степени относится ко всем этим славянам – только одни западные, другие южные, третьи – восточные. И мы должны понимать: каждое государство имеет свое наименование. Государство Российское состоит из русского народа, имеет русскую культуру, поэтому любому человеку, какой бы он ни был национальности, никогда не было зазорно за границей называть себя русским - если он был выходцем из Российской Империи», - подчеркнул о. Вячеслав.
«И мы должны понимать: возрождение, становление России как мощного государства не остановить, мы вернемся ко всем нашим традициям, в том числе, к пониманию того, что русский – это не просто кровь в жилах, генетическая информация в клетках ДНК, но это еще и дух, культура, осознание своей ответственности перед остальными народами на планете. Россия была спасителем многих народов, и таковой останется. Думаю, скоро президенту Болгарии будет стыдно за свои слова. И спасибо нашему Патриарху, который, как и подобает в таких случаях духовному отцу нации, сделал непрозрачный намек на ошибочность его взглядов. Мы все по достоинству оценили это, а остальные тоже поймут: такими мелкими реверансами политических баллов не завоюешь - ни сейчас, ни в будущем», - заключил он.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что слово «мировоззрение» означает «взгляд на мир», «представление о том, что окружает меня со всех сторон». «А мир всегда такой, каким я его вижу. Именно это расскажу я о нем моим детям, близким. Они узнают о мире от меня. Меняя слова, акценты, мы изменяем мир, в котором живем - что хорошо понимают современные политики. Это позволяет им выйти на новый уровень в войне за передел мира, устройство его на основе новых принципов, которые никто не выбирал», - добавил он.
«И мы, конечно же, должны научиться реагировать на эти попытки, понимая: от того, что говорим об этом мире, как рассказываем о нем, зависит, каким он будет. Этот закон действует со времен сотворения человека», - продолжил священник.
«Сейчас способом изменить мир стало слово, объяснение того, что мы в нем видим важного или незначительного. А история оказалась самым удобным полигоном, чтобы отрабатывать эти новые технологии, потому что создавалась история, исходя из конкретных интересов, и писалась она в защиту этих интересов. И, если они противоречат нашему видению будущего и настоящего, нам, конечно, нужно возвысить свой голос: исторические факты должны остаться таковыми в сознании людей – несмотря на разный взгляд на них Запада и Востока. А факт – мотивация тех действий, которые предприняла Россия, русский царь, чтобы его народ разделил чужую страдание, беду. Результатом такого решения становится освобождение от османского ига, – что, конечно, подразумевает признание за Россией, русским народом особой миссии, и эта миссия – нести в мир освобождение, правду, которой миру нужно жить», - заключил о. Алексий.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, что это просто страх. «Если бы Радев что-то сказал про Россию, он уже перестал бы быть президентом Болгарии. Дело в элементарной зависимости от хозяев, которые его туда поставили. Его выбрал президентом не народ, хотя какие-то рейтинги и подсчеты голосов, конечно, были. Это ставленник неких сил, которые «не видят Россию в упор». Они не хотят ее видеть и слышать - ни гимн, ни язык. Если вспомнить Вторую мировую, то русских убивали только за то, что они русские. И их истязали только за то, что они живы. Носить русское имя и иметь русскую принадлежность сейчас становится тоже подвигом. Потому что эта вся тьма и мерзость, которая окружает нашу страну, просто не выносит ни русских, ни Россию. Она в нас видит только объект для своих вожделений», - подчеркнул он.
В этой связи священник приводит цитату из басни И.А.Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». «Вот и они голодные, обделенные, злые, потому что бедные. Они, может, богаты деньгами, но бедные сердцем, совестью и душой. Зависть, которая в них живет, выражается в таких словах. И самое ужасное, что они таким образом на себя навлекают страх, который ими движет, и больше ничего», - подчеркнул отец Александр.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что после русско-турецкой освободительной войны 1877-1878 годов кто-то из тогдашних современников написал в своем дневнике, что освобожденные народы не благодарны, а требовательны.
«Мы знаем, что не в одной войне 1877-1878 годов, но во всех русско-турецких войнах, начиная с последней трети XVIII века, Россия во всех мирных соглашениях оговаривала интересы христианских народов Балкан. И особо защищались интересы сербов и болгар, а вместе с тем и в первом, и во втором всемирных конфликтах Болгария воевала против России. И то, что президент Болгарии таким образом прокомментировал участие и роль России в освобождении своей страны, свидетельствует: сегодня высшие политические руководители Болгарии связаны политкорректностью, и в угоду ей готовы исказить историческую действительность», - сказал о. Филипп.
«Болгарию, конечно, освобождала русская армия – Российская империя никогда не мыслилась как многонациональная. Не в том смысле, что какой-то из проживающих в ней народов испытывал национальный гнет. Просто очевидно, что если больше половины проживающего в стране населения – титульная нация, это страна мононациональная. Каждый народ, входивший в состав Российской Империи, приобретал равные с титульной нацией права, во многих случаях создавал свою культуру, в том числе, национальный язык, азбуку. При этом постепенно происходило слияние всего населения Русской Империи в единый народ – со всем многообразием индивидуальных и культурных особенностей отдельных народов», - продолжил он.
«Очевидно: сегодня высшие должностные лица европейской страны третьего сорта не могут позволить себе сказать правду про Россию, про русских, и в угоду внешней силе должны говорить какие-то абсурдные вещи про какие-то отдельные народы, участвовавшие в освобождении Болгарии. Так можно договориться и до того, что Болгарию вообще освободили немцы – не только потому, что после освобождения в ней правила немецкая династия, но и потому, что в русской армии было очень много офицеров с немецкими фамилиями. Любое историческое событие можно исказить и переврать», - подчеркнул священник.
«Речь идет о политическом, идеологическом, экономическом давлении на современную Россию – в том числе, благодаря интерпретации исторического прошлого – потому, что Россия не принимает постхристианские «ценности» современного Запада», - заключил он.
Иерей Святослав Шевченко, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, начал с того, что наша национальная идея – не «сила, наглость и хамство», как заявил актер Алексей Серебряков. «Она заключается в христианстве. И христианину всегда есть дело до того, как живут христиане в других странах», - добавил священник.
«Вот и в то время Россия была вынуждена объявить Турции войну по одной простой причине: ужасное состояние положение христиан в Османской империи. В жестокости, с которой было подавлено восстание против турок, явно прослеживалась религиозная составляющая. И русский Император был вынужден пойти на такой шаг. Потом, спустя годы, подобный поступок совершил и Николай II, которого сегодня всячески пытаются оболгать, вступившись за православных христиан в Сербии. В этом и просматривается национальная идея нашей страны. Нам всегда до всего есть дело, и мы считаем себя за все, что происходит в мире, ответственными – как христиане. Особенно там, где притесняют наших братьев по вере», - продолжил он.
«Полагаю, высказывание президента Болгарии – проявление политкорректности, которая, честно говоря, уже набила оскомину. Я не думаю, что он хотел обидеть русских – хотя вполне возможно, что без политических реверансов не обошлось. Но радостно, что русский Патриарх не промолчал и затронул эту тему. Он в политкорректность играть не стал», - заключил священник.