«Нам нужно трудиться, ощущать себя членом единой христианской семьи»

Православные священнослужители о расслоении общества

0
11.01.2018 495
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в праздник Рождества Христова призвал к борьбе с расслоением общества на богатых и бедных.

Эта проблема находит отражение и в политическом, и в социальном, и в духовном измерениях, приводит мнение Предстоятеля Русской Православной Церкви Life.

Он указал на необходимость сократить разницу доходов между богатыми и бедными. Именно на решение этой проблемы должны быть направлены политические и экономические меры, принимаемые государством, считает он.

— Расслоение общества — это огромная проблема. Всё это сегодня присутствует в нашей жизни. Социализм пытался решить эту проблему. Но давайте честно скажем: он её не решил, — указал Предстоятель РПЦ в интервью телеканалу «Россия 1».

По мнению Патриарха, от преодоления этого разрыва зависит стабильность в обществе, поэтому она находит отражение и в политическом, и в социальном, и в духовном измерениях.

— Чем этот разрыв больше, тем больше дестабилизация общества. Тем больше возникает негативной энергии. Тем больше у людей отторжение от всего того, что происходит в обществе и в стране, — добавил Патриарх.

«Как вы прокомментируете мнение Патриарха? Социализм, по мнению Главы РПЦ, не справился с сокращением разницы доходов между богатыми и бедными, - под силу ли это нынешней экономической системе? Можно ли решить проблему, поднятую Патриархом, и как?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что, наверное, разрыв между богатыми и бедными можно уменьшить только традиционными средствами – отобрать у первых то, что им принадлежит и отдать это вторым. Но такие способы создают в обществе еще большее напряжение.

«Какими справедливыми ни были бы законы, люди всегда найдут возможность жить жизнью, которая им кажется более приемлемой. А такую жизнь формирует мировоззрение – как и ценности, которые люди принимают. Если они делают это массово, появляется то, что мы называем идеологией, идеей. Общество получает представление о будущем, о настоящем. Но что это за идеология, каковы ее основные параметры? – Мы, конечно, не знаем. Думаю, такой идеей в России должна стать справедливость, милосердие, вера и верность. Это идеалы, которые открыты русскому народу уже тысячу лет. Они, собственно, и формировали его на протяжении столетий. И без таких ценностей, идеалов мечтать о какой-то справедливости, уменьшении расслоения, наверное, нельзя», - продолжил он.

«Святейший, скорее всего, хотел, чтобы мы задумались именно об этом. Законодательство, полицейские системы – все это, конечно, усугубляет и без того нелегкое положение человека. Искать решение нужно в идейной сфере. Но для этого придется менять Конституцию – американские хозяева нашей жизни с нашего дозволения подарили нам Конституцию, которой запрещены общие цели, общее мировоззрение – равно как и возможность распоряжаться собственными финансами. Так что можно пожелать будущему поколению внимательнее читать основной закон и задумываться о смысле существования», - заключил о. Алексий.
Протоиерей Вячеслав Кочкин, руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии, отметил, что с начала своего существования Церковь ратовала за то, чтобы люди получали достаточные средства для проживания.

«Изначально Патриарх и Церковь несли большую социальную нагрузку в виде помощи обездоленным и нуждающимся. Был даже создан специальный институт диаконов, которые должны были заботиться об обеспечении социально неимущих. К сожалению, с расслоением не мог справиться не только социализм, но и все ранее существовавшие формации. Думаю, сегодняшняя не справится тоже – в ее основе не лежат принципы христианской любви и заботы о ближнем, которые могли бы эти вопросы решить. Остается только объяснять это людям – до тех пор, пока сознание человека не поменяется и он не поймет, что не заберет на тот свет ни дворцы, ни машины, изменить что-либо трудно», - продолжил о. Вячеслав.

«В наше время, когда социальное расслоение действительно огромно, народная пословица: "у кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий" актуальна, как никогда. "Сытый голодного не разумеет", и противостояние будет длиться до тех пор, пока каждый не примет в свое сердце Христа, и не начнет жить по заповедям Божьим. Тогда можно будет что-то исправить. А наше государство, даже если по Конституции оно называется социально ориентированным, все-таки пока стоит на защите прав тех, кто имеет собственность, деньги. Простому человеку этому не дано. Но мы должны учитывать и опыт советской власти, который расхлебываем до сих пор – человек разучился трудиться. Россия – страна с крайне низкой производительностью труда. У нас огромное количество праздников, людей, не желающих трудиться – потому что якобы мало платят. Казалось бы, мы давно не живем при советской власти, а льготников у нас, наверное, больше, чем тогда. Государство сейчас несет огромное социальное бремя. А льготники – это не только многодетные матери и инвалиды, участники боевых действий. Я поражаюсь, какое огромное количество денег государства уходит на поддержку малоимущих! Но человек, который не хочет трудиться, но хочет жить хорошо, всегда будет завистливым, – а это не христианское чувство», - подчеркнул он.

«Думаю, Патриарх, скорее, затрагивает морально-нравственный аспект проблемы – нам нужно трудиться, ощущать себя членом единой христианской семьи. Тогда расслоения удастся избежать. Но это светлое будущее, боюсь, далеко», - заключил священник.
Иерей Святослав Шевченко, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, отметил, что со Святейшим Патриархом сложно не согласиться – такая проблема у нас действительно есть.

«Посмотрите любой музыкальный популярный клип – в нем обязательно будут дорогие машины, банкноты, полураздетые девушки-"модели". Сегодня у нас культивируют «ценности» общества потребления. Эта проблема была актуальна во все времена – и при социализме, и при капитализме. В советское время у нас появилась такая прослойка, как партократия, которая в первую очередь имела доступ к различным благам: квартирам, машинам, банкам с красной икрой… Но решать эту проблему, думаю, нам нужно с себя. Взять, к примеру, духовенство. И Святейший Патриарх, и митрополит Варсонофий, и другие иерархи Церкви не раз подчеркивали, что служители Церкви должны быть ближе к народу, пересесть на менее дорогие автомобили. Так что когда мы заявляем о большом расслоении между богатыми и бедными, мы должны прежде всего обратить внимание на себя. Я предложил бы решить эту проблему именно так», - добавил он.

«А нам, увы, сложно себя ограничивать. Накопил человек денег, приобрел машину – и через какое-то время ему уже хочется пересесть на автомобиль классом выше. Это касается и вещей. Сегодня мы видим, что бездомные стали одеваться прилично. Спросите, почему? – Да просто люди каждый год меняют одежду, и не потому, что она пришла в негодность – следуют за модой. Хорошо, что от этого хоть кому-то польза – тем же бездомным. Так что давайте решать проблему с "верхов". Нужно проще жить и чиновникам, и тогда, быть может, народ поддержит эстафету. А словами проблему не решить», - заключил о. Святослав.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что, конечно, вопросы социальной политики, материального благосостояния населения – ключевые политические вопросы.

«Да, они отличаются от духовных задач, о которых Церковь говорит в первую очередь. Но Церковь не может находиться в стороне от важнейших вопросов – в том числе политических. Это и есть та ее функция, которую обычно называют «печалованием». Традиционно архипастыри, патриархи Русской Православной Церкви печаловались о своих духовных чадах, которые были осуждены за какие-то преступления или просто находились в трудном положении. Думаю, Святейший Патриарх Кирилл, говоря эти мудрые слова, печалуется о нашем населении. Кроме того, он как мудрый пастырь предупреждает власти о существующих духовных противоречиях, которые в случае неблагоприятной ситуации могут привести к социальному взрыву», - подчеркнул отец Димитрий.

«Несомненно: социальная модель, которая предлагалась в советское время, не сработала. Ленин еще в начале своей деятельности заявлял, что более высокая производительность труда, которая якобы будет в коммунистическом обществе, обеспечит победу коммунизма и социализма. Но этого не произошло – упрощенная экономическая модель, предложенная Карлом Марксом, не сработала. Более того, наш народ в результате 70-летнего правления советской власти был отлучен от хозяйственно-экономической инициативы, то есть фактически разучился ее предпринимать», - продолжил он.

«Сегодня говорят, что у нас общество потребления. Но в советское время оно тоже было таковым. Да, нам говорили о радости, важности труда, и труд действительно был почетной обязанностью. Но при этом люди, отлученные от владения собственностью, привыкли: за их благополучие отвечает государство. Квартиры, пенсии – это та его функция, на которую народ стал возлагать все свои надежды. А инициативных людей не стало. В результате мы могли наблюдать печальную социальную картину. После того, как советская власть прекратила существовать, картина стала еще печальней: власти, к сожалению, увлеклись идеей перераспределения собственности, что привело к созданию олигархической модели», - сказал о. Димитрий.

«Думаю, имена Чубайса и Гайдара навсегда войдут в историю как имена людей, которые за счет ограбления большинства населения пытались создать модель, когда небольшое количество людей владеют орудиями производства и большей частью материальных благ. К сожалению, эта модель существует и сейчас, хотя нынешние власти и пытаются что-то сделать. Особенно успешными попытки были в начале 2000 годов. Но в целом ситуация не изменилась. Я, конечно, не специалист в экономике, но люди, занимающиеся производительным трудом, говорят: налоги и законы у нас, мягко говоря, несовершенны. Человек, желающий проявить хозяйственную инициативу, сталкивается с такими препятствиями, что у него опускаются руки. Так что у нас фактически та же модель, что и в советское время – когда инициатива поощряется на словах, а законодательно всячески подавляется», - продолжил он.

«Святейший Патриарх, думаю, призывает к тому, чтобы эту ситуацию как-то изменить, чтобы люди почувствовали интерес к производительному труду. Чтобы не спекуляция стала мечтой желающих обогатиться, а желание вложить свой труд – умственный или физический. Такой подход не только не противоречит духовным целям – он прямо следует из библейской истории, поскольку Господь призвал Адама возделывать райский сад, трудиться, и даже после грехопадения получать плоды своего труда. Дай Бог, чтобы в нашей стране такое действительно стало возможно», - заключил священник.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Последние комментарии
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от Георгий
21.09.2021 22:01
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Сергей Швецов
21.09.2021 21:14
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Константин В.
21.09.2021 20:54
За жертвователей в храме будут молиться
Новый комментарий от Евгений Х.
21.09.2021 20:12
Готовится антихристианское кощунство
Новый комментарий от Кочерыжка
21.09.2021 15:19
В новой Думе «новые люди»?
Новый комментарий от Человек
21.09.2021 12:42