На одном из популярных петербургских медиаресурсов «Город 812» недавно появился скандальный материал, посвященный ситуации в Санкт-Петербургской митрополии. Цель публикации ‒ дискредитация правящего архиерея Северной столицы, митрополита Варсонофия (Судакова), а главный, как принято говорить в политической тусовке, мессидж ‒ духовенство и общественность Петербурга недовольны «пришлым архиереем».
Публикация исполнена в форме интервью с неким анонимным священнослужителем, поскольку, как утверждает автор материала Антон Мухин, не удалось найти ни одного человека в епархии, который решился бы открыто ответить на вопросы издания. Впрочем, даже беглое знакомство с текстом позволяет понять, почему журналисту не удалось найти честного и смелого комментатора, ‒ большинство вопросов носит провокационный характер, а цель публикации ‒ дискредитация нового правящего архиерея Санкт-Петербургской митрополии ‒ видна невооруженным взглядом.
Какие претензии предъявляют журналист Мухин и его анонимный собеседник к митрополиту Варсонофию? Ровно те, за которые Владыке благодарны верующие Санкт-Петербургской епархии. К примеру, новый архиерей стал наводить порядок в богослужебной практике митрополии, так как в последнее время некоторые «продвинутые» священники начали читать Евангелие и Апостол на русском языке, сокращать Литургию оглашенных. Теперь они вынуждены возвращаться к каноническому строю Литургического Богослужения.
Авторы публикации также недовольны тем, что владыка Варсонофий прибыл в Санкт-Петербург со своей командой помощников, которых он назначил на ряд должностей в епархии. Понятно, какие чувства должен вызвать этот упрек. Но ведь, по сути, это ‒ полный вздор. Любой руководитель, светский или церковный, заступая на новую должность, приходит с группой ближайших помощников, которым он безгранично доверяет и которые помогают ему освоиться на новом месте. Выражение недовольства обыкновенной кадровой практикой как-то даже неприлично для издания, претендующего на некую аналитику.
Но самое главное обвинение, брошенное митрополиту Варсонофию изданием «Город 812», заключается в том, что он и его команда ЧУЖИЕ для культурной столицы России. А вот это весьма интересно и характерно. Поскольку продолжает кампанию, начатую публично скандальным выступлением директора музея Исаакиевский собор Николая Бурова. Мол, вот есть мы, некие люди ‒ носители петербургской культурной традиции, в которую владыка Варсонофий и его команда не вписываются. Теперь оказывается, что не вписываются они и в «традиции петербургской духовности». Это особенно забавно. В чем же проявляется эта чуждость митрополита Варсонофия местной духовности? А вот хотя в том, что он не является выпускником Санкт-Петербургской духовной семинарии и академии. Видимо, анонимный обвинитель хочет сказать, что в Петербургских духовных школах дают некие тайные знания, которые только и позволяют войти в круг избранных. Впрочем, это ‒ интересный намек, позволяющий предположить, кто же является автором и вдохновителем информационной кампании против митрополита Варсонофия. Откуда, как говорится, у этой кампании «ноги растут».
Попробуем описать анонимного интервьюера по тем проговоркам, которые содержатся в тексте. Итак, этот священнослужитель, т.е. иерей или дьякон, негативно относится к приснопамятному митрополиту Иоанну (Снычеву), о котором походя повторяет старую клевету, что он не является автором своих книг. Увы, таких в нашей епархии немало. Но это дает нам зацепку, аноним был если не в составе клира при митрополите Иоанне, то по крайней мере знает изнутри процессы церковной жизни того времени. А дальше намного интересней, ‒ аноним «поливает» грязью и митрополита Владимира (Котлярова). А это значит, что он не из тех священнослужителей, которые были в фаворе при прежнем митрополите, а с приходом нового архиерея лишились влияния или даже должностей. Более того, аноним не доволен и Святейшим Патриархом Кириллом. А вот это уже существенно сужает поиск. Кто же он ‒ священнослужитель Петербургской митрополии, которому не нравится не только митрополит Иоанн, но и митрополит Владимир, и даже Патриарх Кирилл.
Такой человек есть. И он частенько публиковался ранее в издании «Город 812». Наши косвенные догадки позволяют предположить, что анонимный священнослужитель ‒ скандально известный дьякон Александр Мусин. Ему не нравился митрополит Иоанн по идейным соображениям, но у него есть повод быть недовольным и митрополитом Владимиром и Патриархом Кириллом. Тут стоит напомнить скандальную историю 2000 года, когда несколько питерских семинаристов открыто выступили против тогдашнего ректора Владыки Константина (Горянова), ныне митрополита Петрозаводского и Карельского. Тогда не составило труда выяснить, что организатором бурсацкой выходки был преподаватель семинарии дьякон Александр Мусин. Митрополит Владимир полностью поддержал тогдашнего архиепископа Константина, который отчислил бурсаков и уволил дьякона Мусина. Сколько тогда было протестов со стороны либеральной церковной общественности, но ничего не помогло. Дьякон Мусин тогда просил о помощи и нынешнего Патриарха, а тогда главу ОВЦС митрополита Кирилла, но и там не получил поддержки.
Бывший преподаватель семинарии ныне трудится ведущим научным сотрудником Отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН. Судя по всему, своих либеральных и антигосударственных взглядов он не поменял. По крайней мере, об этом свидетельствует его позиция по воссоединению Крыма, которую он в полном согласии с украинскими фашистами и Госдепом США называет аннексией.
Думается, уместно напомнить и еще об одной публикации. В 2009 году на сайте «Русские новости» была опубликована интересная Аналитическая записка «Об антироссийской деятельности группы протоиерея Александра Сорокина». Ее републиковал у себя дьякон Андрей Кураев. В Записке утверждается, что членом этой антироссийски и прокатолически настроенной группы, которую возглавляет известный питерский церковный либерал протоиерей Александр Сорокин, является дьякон Александр Мусин. В ее деятельности участвуют руководители Санкт-Петербургской семинарии священник Владимир Хулап и протоиерей Георгий Митрофанов, которого народная молва называет чуть ли не «теневым ректором» семинарии. Не с этим ли связана проговорка анонимного интервьюера издания «Город 812», который упрекает митрополита Варсонофия в том, что он получил образование не в Санкт-Петербургской семинарии?
Если наши предположения верны, тогда можно дать ответ на вопрос: «откуда ноги растут» у кампании по дискредитации правящего архиерея Санкт-Петербургской митрополии, управляющего делами Русской Православной Церкви митрополита Варсонофия. Только как бы этим хитроумным интриганам не собрать горячие уголья на свои несчастные либеральные головы. Атмосфера-то в стране другая...
Редакция Русской народной линии
4. Ответ на 2., :
3. Re: Собиратели угля на свои головы
2. Марина
1. Re: Собиратели угля на свои головы