19 мая исполнилось 92 года со дня основания Всесоюзной пионерской организации, напоминает
Regions.ru.
Как и многое в наследии советской эпохи, она вызывает к себе разное отношение в современном обществе. С одной стороны, это была часть системы идеологической обработки масс - в довоенные годы она стремилась вырвать подрастающее поколение из-под влияния «отсталых» родителей, да и позднее детям прививались определенные взгляды, причем независимо от желания их родителей (членство в пионерской организации для детей соответствующего возраста было практически обязательным). С другой стороны, пионерия стремилась привить детям вполне здравые в целом нравственные понятия, воспитывала патриотизм, заботилась об их досуге – а в послесоветские годы ни тем, ни другим во всероссийском масштабе никто не занимался, что не лучшим образом сказалось на облике выросших в последние десятилетия поколений.
Эйфория от освобождения от повсеместной навязчивой идеологии давно прошла. Больше того: опыт послесоветского времени наводит скорее на мысль, что совсем без идеологии общество существовать не может. Образовавшийся вакуум заполнили другие идеологии, прежде всего идеология общества потребления. Для тех, кто ею недоволен, нашлись и другие – национализм разных толков, воинствующий исламизм, прозападный либерализм и т.д. От идеологии не свободен и современный Запад с его «правами меньшинств» и «общечеловеческими ценностями».
«Как бы вы в целом расценили бы опыт пионерской организации? Нужны ли ее аналоги в современном обществе? Должно ли общество прививать детям определенную идеологию? Почему?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в
Москве, задается вопросом: разве пионерия - единственный идейно-воспитательный опыт в истории России?
«До революции были кадетские корпуса, например. Сейчас отмечается столетие Первой мировой войны, а ведь там участвовал цвет офицерства, их где-то же их воспитывали в Российской империи? В пионерской организации все было просто, и символика была простая, связанная с коммунистической идеологией. Все базировалось на основе школьного образования, летних спортивных лагерей и т.п. Не думаю, что для организации чего-то подобного нужна серьезная идейная основа, тем более связанная с отжившей свое идеологией. Просто детьми надо заниматься и серьезно. И для этого необходимы средства, в том числе выделяемые государством. Идейная основа нужна, но для этого государство само должно иметь идейные основания патриотического характера и на ее основе строить воспитательную работу с детьми. А чем заняться всегда найдется – спорт, туризм, военные игры, социальная деятельность. Для этого необязательно быть пионерами. Надо лишь наладить работу, а опыт перенимать можно у любой организации», - подчеркнул священник.
Протоиерей Александр Ткаченко, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге, предлагает заменить слово «идеология», которое все же многих отпугнет, выражением «взгляд на мир».
«Так станет понятнее, почему в обществе существует идеология: взгляд на мир, мнение о тех или иных вещах есть у каждого человека. Вырабатывается оно и у детей. У малышей это - оценка действий родителей и реакция на них: мама ругается – значит, я делаю не то, или, наоборот, мама ругается – значит, надо устроить истерику, чтобы вышло по-моему. Формирование детской оценки и реакций называется воспитанием. Фактически родители передают детям свой взгляд на мир, – а если нет, тогда определенную идеологию им передаст телевизор или улица. Сегодня уже ни в какую организацию невозможно привлечь всех детей, и во многом роль воспитателя, к сожалению, играет телевизор или интернет-паблики. Но дети имеют право на жизненные ориентиры – в первую очередь, нравственные. Тогда, получая различную информацию извне, они смогут сравнивать ее точкой зрения близких. И если это православный взгляд на мир, родители могут и должны крестить детей в младенчестве, читать с ними Евангелие по вечерам, а по воскресеньям приводить в скаутские отряды при храме. Сегодня ответственность за то, как дети смотрят на мир, лежит не на пионеротрядах и не на школе, а на семье. Только родители могут передать ребенку верные нравственные и мировоззренческие ориентиры или хотя бы предоставить ему выбор, когда он будет колебаться. Родители, не жалейте на это сил и времени!» - восклицает священник.
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, считает, что слово «идеология» можно понимать по-разному. Если это навязывание неких общих «единственно верных» стереотипов, обращенное не к личности, а к толпе – это, конечно, дурно, а если это развитие доброго хорошего мировоззрения и внимание к каждому индивидуально – почему бы такой идеологии и не быть?
«До революции существовали неплохие организации, - например, скаутская. Когда организован детский отдых, да и вообще времяпрепровождение детей, - что в этом плохого? В пионерской организации тоже было много хорошего: помощь пожилым, общественно-полезные мероприятия. Но присутствовали и идеологические моменты: например, воспитание было антирелигиозным, что, на мой взгляд, конечно, недопустимо», - подчеркнул священник.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, заявил, что он не очень сведущ в том, что касается пионерской организации, но уверен - идеология детям необходима.
«Самая главная идеология – быть человеком. А как при этом детей будут называть – пионерами, октябрятами, - не так уж важно. Что должно заключаться в этой идеологии? Внимание, отзывчивость, доброта к окружающим, сохранение физического здоровья, противостояния алкогольной, табачной зависимости, наркомании. Ну и, конечно же, помощь обществу – больным, слабым, обездоленным», - заключил священник.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, считает, что, безусловно, идеология нужна, но не стоит влиять на выбор ребенка насильно. Любая идеология «из-под палки» вызывает агрессию у подрастающего поколения, - как раз опыт пионерии это показал. Попытки восстановить пионерию «как было» - утопия. Какие-то пионеры кажется, существуют, чем-то пытаются заниматься, но все это как-то несерьезно, продолжил священник.
«Но положительный опыт пионерии советских времен, безусловно, перенимать нужно: создавать различные кружки, спортивные секции, организовывать какие-то совместные поездки, занятия патриотическим воспитанием. Сюда хорошо бы добавить здравую идеологию: чаще рассказывать детям об истории государства, о нашей культуре. Зачастую дети об этом очень мало знают. Можно перенимать положительный дореволюционный опыт, - например, проявлять заботу о больных, страждущих. Самое главное, чего не хватает нашим детям – милосердия. Как только оно появится, на смену агрессии придет любовь», - заключил священник.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что, несомненно, идеология государству нужна.
«Если в государстве нет понимания, куда двигаться, к какой цели, как воспитывать своих граждан, оно обречено. И у России должна быть идеология, - а что до конца она еще не сформулирована, так это просто этап, который наша страна должна миновать в ближайшее время. Пионерия выражала идеологию, которая пришла к власти с большевиками – она была призвана воспитывать человека нового типа, который должен был строить светлое будущее, и это воспитание оказалось достаточно эффективным. Организация сыграла очень большую роль в формировании мировоззрения детей, они верили в идеалы. Но поскольку идеология оказалась нежизнеспособна, она быстро выродилась, и организация стала формальной, гнетущей и в итоге далекой от того, чтобы по настоящему устраивать жизнь молодежи. Только очень краткий период ее существования был успешен. В наше время мы должны искать определенные формы воспитания, использовать лучшее наследие советской эпохи. Например, полезен педагогический опыт Макаренко, методики советских педагогов, и если мы будем выбирать лучшие образцы, то можно создать новые формы, в которых будет существовать современная идеология. Какая должная быть организация – надо совместно решить государству и обществу. В прежней форме пионерия возрождена быть не может, но любая организация должна в первую очередь преследовать цели нравственного воспитания молодежи», - заключил священник.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что от идеологии никуда не уйдешь.
«Дети в большинстве своем существа по складу характера коллективные, и в этом смысле опыт пионерской организации мог бы пригодиться - именно как форма коллективной организации детей. Совсем без нее, по-моему, детям просто плохо. Дух потребления – это крайний индивидуализм, который возникает, когда нет коллектива. Именно в коллективе появляется чувство равенства, которое должно основываться на ощущении справедливости и ценности каждого человека. На это Церковь тоже всегда обращает внимание. Каждый человек дорог и в каждом есть подобие Бога. С таким подходом мы вырастим детей благородными, честными и добрыми. То есть должна быть не уравниловка, а справедливость. Но тот, кто будет следить за соблюдением этих принципов справедливости, должен быть тоже честным человеком. То есть тут еще вопрос авторитета. Иерархия должна иметь духовное содержание. Поэтому, думаю, в рамках христианских ценностей будет легче построить детскую организацию. Потому что все хорошее, что есть в наших душах, мы находим в учении Иисуса Христа», - продолжил священник.
Кому-то, подчеркнул отец Георгий, возможно, не понравится, но даже дело компартии воспринималось, как задача действовать во имя справедливости и во имя людей, ведь «пионер – всем ребятам пример».