Последний пункт требует дополнительного разъяснения. Секта каббалистов относится к группам Нью Эйдж (Новый век, Новое время). Организованные группы «Нового Времени» можно условно классифицировать на следующие категории: религиозные секты, сатанинские культы, политические группы, деструктивные группы матрицы «Экология духа, оккультизм и язычество», образовательные культы, некоторые психотехники и псевдопсихологические группы. В настоящее время существует более 5000 различных групп «Нового Времени», таким образом, это международная сеть маленьких групп, работающих ради общей цели.
Критерии, по которым можно опознать культ, принадлежащий к «Нью Эйдж» (А.Л.Дворкин «Сектоведение»): объявление о пришествии нового времени – эры Водолея, Новой Эры; оккультные, магические практики, управление людьми с помощью гипноза и телепатии; ярко выраженная антихристианская направленность; обоснование безнравственности, идея о том, что нравственность условна, что добро и зло должны уравновешивать друг друга, обоснование сексуальных девиаций, в т.ч. гомосексуализма и кровосмешения; скрытая цель – переделка мира, подчинение мира своей власти, установление «нового мирового порядка».
Кроме того, можно указать и важнейший психологический критерий: однотипные изменения сознания у «адептов» Нью Эйдж «со стажем» в несколько лет – снижение уровня сознания, преобладание тета и дельта ритмов в энцефалограмме (она становится подобна энцефалограмме наркоманов и психически больных людей).
В секте каббалистов занимаются изучением извращенного иудаистского духовного учения, магических ритуалов, изложенных в текстах Каббалы. Традиционный иудаизм категорически отвергает учение секты. Эксперты причисляют секту каббалистов к группе сатанистских культов, имеющих очень высокий потенциал деструкции сознания адептов. Секта состоит из множества групп, в некоторых из них принято иметь опознавательный знак, в частности, красные нити на кисти руки или украшения в виде магических символов.
В настоящее время в секту рекрутированы многие известные «звезды»: артисты, спортсмены, политические деятели, бизнесмены; причем многие из них из числа тех, кто уже внес свой вклад в утверждение безнравственности. Вероятно, через этих известных людей предполагается внедрение «новой культуры», так как с ними идентифицируется определенная часть общества.
Для понимания процессов, происходящих в сфере культуры, не лишним будет обращение к определениям культуры, которые даны И.А.Ильиным и В.С.Библером. Иван Александрович Ильин говорил: «И все, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, и кто дал себе труд вникнуть в события наших дней и уразуметь их… поняли… что истинная культура создается только трудолюбивым вдохновением и боговдохновенным трудом». Развивая мысли отца Павла Флоренского о том, что человек противостоит энтропии в силу своей деятельности по созиданию культуры, было дано и такое определение: культура – только тот результат труда человека, который противостоит энтропии, распаду. По В.С.Библеру, культура позволяет человеку как бы заново порождать мир, бытие, в культуре человек подобен Богу. В соответствии с этими определениями, истинной является культура, которая боговдохновенна, противостоит распаду и наставляет человека в собирании и трансляции божественной энергии другим людям и миру, направляет человека на путях к Богу, воспитывает его подобным Творцу.
Сегодняшний день не есть историческое исключение; и во времена постмодерна истинная культура созидается, но очень немногие ее творения (как, впрочем, и в другие, лучшие с этой позиции исторические времена) войдут в тело великой плотины культуры, сдерживающей распад и хаос.
Антикультура, в противоположность истинной культуре, способствует поглощению благодати, увеличивает уровень тления и распада окружающего мира, делает человека богоборцем. Она – не только суррогат, она – паразит культуры. И отнюдь она не нова, а стара, как мир, антикультура – дурной бесконечный ремейк, воспевающий первородный грех.
В культуре любого исторического времени есть примесь, которую можно отнести к антикультуре. Но были и есть исторические времена, когда примеси становится слишком много. Вот и сейчас практически на каждом шагу нас поджидают уловители и антитворцы. А поэтому крайне важно уметь различать культуру и антикультуру. И это будет исполнением указанного Апостолом: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:10). Для этого необходимо как можно более подробно знать вовсе не саму по себе «новую культуру» со всеми ее проявлениями (это - очередная ловушка), а ее скрытые цели. Вероятнее всего, что адепты «новой культуры» боятся, что тщательно скрываемые ими смыслы привнесенных на калужскую землю чуждых образцов будут подвержены нравственной оценке.
Адепты «новой культуры» из Института «Стрелка» хорошо понимают это, иначе зачем бы им во время проходивших в Калуге круглых столов упорно придерживаться тактики уклонения от дискуссии по мировоззренческим вопросам, задаваемым калужанами и приглашенным православным экспертом из Москвы, а также методологический уход от обсуждения целеполагания в экспериментальной работе в сфере культуры и пояснения сути словосочетания «новая культура», соотношения её с традиционной русской культурой.
Таким образом, термин «Дом новой культуры» несет в себе определенную смысловую нагрузку: Дом культуры Нью Эйдж, обосновывающей и утверждающей безнравственность, Дом противодействия христианству ради основной цели – установления нового мирового порядка.
Марина Николаевна Миронова, доцент Калужского госуниверситета им. К.Э.Циолковского, преподаватель Калужской духовной семинарии, кандидат психологических наук
Впервые опубликовано