Отношение Церкви к подобным экстремальным проектам, как мы понимаем, вполне ординарное и бескомпромиссно негативное. Конечно же, против возрождения Совета по делам религий, пусть даже под новым, уклончивым названием «аппарат омбудсмена», не первый день последовательно выступает Священноначалие Православной Церкви, главы и представители традиционных конфессий. Прозвучало также не одно мнение церковно-общественных деятелей, каждое из которых содержит серьезный контраргумент в отношении данной инициативы. Союз православных граждан просит прислушаться к ним.
Во-первых, за любыми проектами создания «комиссариата по делам религий» традиционно стоят круги, выступающие против национальных интересов России. Их целью является ограничение и ослабление Русской Православной Церкви как важнейшего державообразующего института, создание «сдержек и противовесов» ей в виде сект, раскольнических групп, радикального либерализма и псевдорелигиозного экстремизма. Те, кто представляют эти круги, «втемную» используют госчиновников, озабоченных проблемой межнациональных отношений, и предлагают им заведомо ложный путь. Сложившиеся ныне церковно-государственные отношения — это сильная сторона политики президента, а создание подобного ведомства может только разрушить эти отношения, вытолкнув Церковь и православную общественность в оппозицию. Таким образом, глава государства может лишиться своей самой надежной опоры — того, что он сам в речи на Валдае назвал приоритетным фактором в политике.
Важно и то, что немалую роль в лоббировании так называемого «аппарата омбудсмена» играют и хорошо организованные и материально обеспеченные силы радикального ислама, которым жизненно важно отдалить Русскую Православную Церковь от государства, поставив ее в один ряд с многочисленными религиозными объединениями. Именно эти силы зачастую спекулируют на теме борьбы с экстремизмом и, соответственно, необходимости создания подобного госоргана.
А какие меры по выходу из сложившейся ситуации можно было бы назвать действительно конструктивными?
Скажем, создается должность или орган по национальному и мигрантскому вопросу, но при этом принципиально оговаривается, что в компетенцию этого руководителя и органа межконфессиональные вопросы не входят! В России эффективно действует Совет по взаимодействию с традиционными конфессиями при Президенте России, и это - оптимальная (без посредников и «комиссаров») форма взаимодействия государства и традиционных религий.
На наш взгляд, государство никоим образом не должно стеснять Русскую Православную Церковь и другие традиционные религии, создавая «госорган–посредник», но, напротив, должно максимально развивать социальное партнерство с ними, ибо, как отметил президент Владимир Путин, нельзя вульгарно трактовать термин светское государство с атеистических позиций. Слава Богу, светское государство ныне намерено развивать партнерство с Церковью, максимально поддержать ее опыт и усилия по созидательному воспитанию русского и других народов России, по профилактике межнациональной розни и конфликтов.
Замечательный современный художник Павел Рыженко написал великолепную диораму «Крещение дружины князя Владимира». Это более чем актуальная тема! Наша политическая элита должна обратиться к Богу, только тогда она станет неуязвимой для любых провокаций, а Россия — процветающей и могучей страной.
Валентин Лебедев, председатель Союза православных граждан, главный редактор журнала «Православная беседа»
2. Re: Без комиссаров и посредников
1. Re: Без комиссаров и посредников