Как сообщалось, вчера в Петербурге прошли торжественные мероприятия, посвященные 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В частности, впервые после 95-летнего перерыва состоялся грандиозный крестный ход по Невскому проспекту от Казанского Кафедрального собора к Александро-Невской Лавре. Своими впечатлениями от торжеств поделился в интервью «Русской народной линии» известный петербургский священник, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов.
Состоявшийся Крестный ход, безусловно, можно назвать историческим событием, потому что он стал первым спустя почти сто лет после его запрета. Последний был в 1917-1918 году и понятно, что в эти годы он был уже без Царя, а в годы Первой Мировой войны он был немноголюдным в силу военного времени. И, по сути, самый большой Крестный ход в Санкт-Петербурге на праздник Александра Невского был в 1913 году, в год 300-летия Дома Романовых. Знаменательно, что в год 400-летия Дома Романовых Крестный ход возобновлен.
Когда я шел Крестным ходом по Невскому проспекту, смотрел на шествие духовенства, народа, оглядывался назад, то меня несколько раз посетило такое чувство, что я смотрю старую, дореволюционную хронику. Как будто ожили кадры архивной кинохроники, только удивляло, что все в цвете. Я, конечно, вспоминал подобные кадры Крестных ходов, но никак не думал, что самому придется участвовать в таком шествии.
Это рубежное, поворотное событие. За год до своей смерти прп. Серафим Вырицкий в 1948 году высказал одно из последних своих пророчеств о том, что придет время, когда «из Казанского собора пойдет крестный ход в Александро-Невскую Лавру». Правда, в этом же пророчестве он предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, - говорил батюшка, - с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен».
Этот Крестный ход превзошел все ожидания, какие можно было себе представить. Характерно, что перед службой, когда батюшки облачались в Казанском соборе, готовились к Литургии, то в качестве приветствия многие говорили одно только слово: «Дожили!» Действительно, мы дожили до этого дня, до этого Крестного хода, о котором, наверное, молились и мечтали четыре поколения русских людей в течение почти века. И то, о чем мечтали наши предки по вере: мученики, исповедники, мы сподобились увидеть и участвовать.
Крестный ход получился на славу во всех отношениях: для него специально были пошиты одинаковые облачения. Швейная мастерская Александро-Невской Лавры потрудилась и сшила 150 полных священнических облачений из парчи с символикой Александро-Невской Лавры. В шествии приняло участие рекордное количество духовенства. На праздниках Пасхи и Рождества в Исаакиевском соборе бывает меньше духовенства. У нас был большой Крестный ход из Казанского собора в Исаакиевский, многолюдный Крестный ход «Под звездой Богородицы», но там было меньше духовенства и народа.
Здесь, как будто известная картина Павла Корина «Русь уходящая» обратилась, ожила и явила обратный смысл. Образовалась картина «Русь приходящая», «Русь восстающая». Процессия Крестного хода растянулась по Невскому проспекту на несколько кварталов, так, что конца ее не было видно, и когда мы подходили к Знаменской площади (ныне именуемой площадью Восстания), то конец его был где-то в районе Литейного. Заполнить такое пространство может только большое количество верующих.
Это еще и момент истины: кто мы есть? Какой наш город? Нас пытаются убедить, что город интернациональный, многоконфессиональный. Сегодня стало ясно, что город на самом деле православный. Город, в котором живут, прежде всего, русские православные люди. Я обратил внимание, с каким удивлением смотрели торговцы в кафе и шавермах, даже выглядывали испуганно, и, наверное, в их глазах читалась мысль: «Русские идут! Откуда они взялись?» Пожалуй, этот Крестный ход можно бы назвать этими словами: «Русские идут!» Русские, имеется в виду, православные идут по своему городу как хозяева.
Крестный ход еще тем уникален, что была пронесена Казанская икона Божией Матери по Невскому проспекту. Ее передвижение всегда носит какой-то исторический смысл: ее забирали из Казанского собора во Владимирский перед Великой Отечественной войной, потом предание, что ее обносили во время войны вокруг города, потом, в 2001 году возвращение в Казанский собор. И теперь она вышла из Казанского собора и прошла по Невскому проспекту. Матерь Божия простирает Свой Покров над нашим градом, и в нашем городе возникла такая духовная ось: Казанский собор - Александро-Невская Лавра, Матерь Божия и святой князь Александр. Невский проспект, мне кажется, вернул этим самым подлинную часть своего названия, ведь многие думают, что Невским он назван по реке Нева, а на самом деле, он назван Невским в честь Александро-Невской Лавры и самого святого князя. То есть, 12 сентября Невский был проспектом в честь святого Александра Невского.
Крестный ход завершился грандиозным молебном, когда молилось около 70-и тысяч человек во главе с Патриархом и, наверное, такого великого молебна в нашем городе тоже еще никогда не было. Ни один храм никогда не вместил бы такое количество верующих. Сама площадь Александра Невского стала храмом. На молебне, совершенном у мощей святого князя, были сказаны важные слова. Патриарх Кирилл воздал должное святому князю Александру и государю Императору Петру Великому. Настоящим открытием стала мысль Патриарха о том, что Петр Первый, хотя и «прорубил окно» в Европу, но это «окно» стало частью православной Руси. Санкт-Петербург Царь основал как православную столицу православного царства. И не случайно Царь основал в городе Лавру, тогда монастырь и перенес сюда мощи святого князя Александра Невского - это был своего рода фильтр для «окна».
Александр Невский может быть назван открытым антизападником, именно он положил предел экспансии Запада, именно он категорически отверг любое соглашательство, любую толерантность с латинством. Петр Первый, «прорубая окно», навесил на него такую «сетку», чтобы лишние западные комары и мошкара не залетали к нам в дом. Таким духовным фильтром стала Лавра и мощи святого Александра Невского. Именно образ князя Александра Невского уравновесил некоторые западные излишества того и последующего времен. Именно благоверный князь Александр Невский стал гарантом того, что Санкт-Петербург останется православным городом, навсегда останется твердыней Православия. И вчера мы это увидели, пережили.
Вдохновляет мысль, что это не разовая акция, а возрождаемая традиция, что Крестный ход, будучи возрожден в этот юбилейный год, не прекратит свое шествие, будет продолжаться. Пусть он станет даже привычным явлением, но неотъемлемой частью нашей духовной жизни.