Крестные ходы, по слову Симеона Солунского, совершаются для того, чтобы «освятить людей и все, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников». Все это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной Благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное.
Передать дух многодневных крестных ходов тем, кто в них не участвовал, трудно. Кто ходил, полюбил их всей душой и хочет жить этим духом всегда. А дух определяет всё: экономику, обороноспособность, культуру, образование, нравственность... Утерян дух - и не на чем строить мораль, законы, будущее государства. Есть благодать Святаго Духа - значит, будут честные управленцы, толковые военачальники, совестливые граждане, будет справедливой власть. Поэтому для всякого православного человека на любом месте его служения - церковном, государственном или личном - слова преподобного Серафима Саровского о стяжании духа как смысла жизни не просто красивая метафора, а руководство к действию, к возрождению и спасению.
За этим и идут, откликнувшись на призыв Господа: «Оставь всё и иди за Мной». Идут одной семьей верующие русские, белорусы, украинцы, татары, марийцы, башкиры, удмурты, чуваши, грузины... Идут, оторвавшись Христа ради от семьи и работы, терпеливо преодолевая вольные тяготы и скорби, проживая Евангелие слово за словом, день за днём. Выражаясь по-военному, это одновременно разведка боем и рейд по тылам, со своими ранеными, обозами, атаками и тихим подвигом преодоления себя. Скажи кому из горожан, что он может пройти пешком в жару и дождь тысячу километров, будет спать, где придется, есть, что дадут и молиться десять часов в день, - не поверит. Но на крестном ходе ощущаешь, что Господь рядом, а с Ним - всё возможно.
Крестный ход - дело церковное, всецело подчиняется своей главной задаче - стяжанию духа. Как этого достичь? Условием восприятия и действия благодати, по словам святых отцов, является выполнение заповедей Божиих и церковных уставов. Это необходимое условие Его помощи в любом деле: крестный ли это ход, семья, приход или державное строительство. А без Бога всякое дело превращается в одну лишь видимость, в правдоподобную подделку, в противоположность задуманного.
В наше лукавое время крестные ходы оказались живым свидетельством веры. Проходя через епархии, края и республики, они способствуют воцерковлению участников, научают исполнению заповедей, вдохновляют на молитву, приводят в Церковь многих людей. Благая весть, как и прежде, приходит к людям, и сколько их в русской глубинке крестилось, впервые исповедалось - не счесть. От мала до велика встречают, проявляют радушие, странноприимство, сами идут, молятся - мужчины, женщины, дети, молодежь, старики. Прихожане, простые наши соотечественники, стараются обеспечить крестный ход всем необходимым - ночлегом, баней, продуктами со своего сада, огорода. Это их посильный вклад, жертва Христу. Через крестный ход и дела, ему сопутствующие, через доброделание и соучастие, явственно возрождается чаемый нами дух христианства.
Христос сказал: Идите... и проповедуйте (Мк. 16:15). Другая задача крестного хода - сродни апостольской - проповедь. Проповедь словом Божиим, молитвой, духовной литературой, проповедь личным примером, образом жизни, правдой.
Покаяние, терпение и молитвенный труд, положенные на трудности ходьбы во славу Божию - это очень сильное оружие в битве за веру и Россию. Соработничество со Христом, сораспятие с Ним, крестоношение - вот притягательная правда настоящих (пеших!) крестных ходов. Здесь молитва выстраданная, слезами и потом пропитанная, подкрепленная телесным утруждением, постом и потому - действенная. Тут каждый шаг - как поклон Христу, Матери Божией и святым с покаянием и просьбой помочь в бедах и скорбях, справиться с этим лихолетьем, с болячками родных и близких, с нашествием двунадесяти языков, с пьянством и безбожием некогда православной страны.
Старец Паисий Святогорец говорил: «Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, а не по-мирски... Мы должны с дерзновением исповедывать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно. А что невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна».
Крестный ход всегда «для иудеев соблазн, для эллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Здесь Бог даёт возможность видеть, кто есть кто на деле, даёт возможность увидеть себя. Создание крестного хода - это созидание на время особого рода церковной общины, монастыря «на ногах». Трудности выявляют и обостряют духовные немощи идущих, лечить их нужно вовремя, тут священники незаменимы, они должны быть обязательно. Под их началом строятся утренние и вечерние молитвы, молебны, панихиды. Чрезвычайно важным является пение вслух «едиными усты и единым сердцем» Иисусовой молитвы во время движения: где двое-трое во имя Божие - там Он посреди нас. Без соборной молитвы крестный ход теряет свою силу, духовная польза меньше, идти намного труднее.
Пять дней идём, молимся, на праздник - стоянка, служба, причастие, отдых, ремонт, стирка, лечение. Встречи, проповеди и беседы - каждый день. Длина переходов обычно от 25 до 40 км, иногда - больше. Те, кто покрепче, по прибытии могут развернуть лагерь, истопить баню, потрудиться на кухне, поработать на послушаниях. Пообщаться с местным населением тоже могут, но не все. Бич крестных ходов - самочиние, ревность не по разуму, просто элементарное незнание, самодеятельность участников, вещающих как бы от имени крестного хода и не только местным бабушкам, но и разного рода СМИ, часто нецерковным. Не многие делайтесь учителями (Иак. 3:1), сказал апостол.
Как православная вера постигается делами веры, так крестный ход - только изнутри, из опыта непосредственного участия. Значительная часть проблем - от отсутствия у организаторов и участников должного опыта, от их безответственности, от привнесения в Церковь мирского духа, иных - корыстных, тщеславных, политических - целей. Тогда дух крестного хода истощается до противоположного и всё проходит иначе - как театр, концерт или демонстрация. Как перевести на русский фразу «крестный ход приехал»?
Печально также, когда паломники, называя себя «крестным ходом», бредут «на авось», без священников, без исповеди и проповеди, без молитвы. Случается курят, стыдно сказать, ругаются и пьют. Бывает, даже без архиерейских благословений ходят. Вреда от таких «мероприятий» больше, чем пользы. Храните себя от подделок и разочарований!
Идёт духовная война, а на войне нужна дисциплина. Для крестного хода Курск-Дивеево в 2003г были разработаны и благословлены митрополитом Иувеналием (Тарасовым) простые правила, это основа порядка и благочестия, условие помощи Божией. Приходят и уходят участники, священники, но выполнение задач, преемственность, должны соблюдаться неукоснительно.
Старец Паисий как-то заметил: «Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать («православно» ходить, ездить, летать - прим.авт.). Если у проповедника нет личного опыта, то его проповедь не доходит до сердца, не изменяет людей. Православно думать - легко, но для того, чтобы православно жить, нужен труд». Нужен духовный труд, удивительным примером которого является нормальный пеший крестный ход. В нём, как в жизни, важно всё. Идут, в основном, простые, обычные наши соотечественники, те, кого, как и во все времена, земля кормит. Выходить надо, когда земля тёплая, люди смогли ее обработать, засеять. Когда легче разместиться на ночлег и накормить всегда непредсказуемое количество людей, искупаться в реке. Ходить ранней весной (в пост), слишком долго и быстро, без надлежащих согласований и подготовки - это хорошее дело губить. Нам надо использовать всякую возможность, которую дает Господь, для свидетельства веры и своего спасения, но - по здравому рассуждению и силам. «Расположение к добру... - хорошо, но необходимо еще духовное рассуждение и широта, чтобы спутницей благоговения не стало узколобие», - говорил старец Паисий.
В походах, на службах, дома, в келиях, мы молимся: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Нас всех - и тех, кто идет, и тех, кто помогает, и тех, кто по какой-то причине не смог. «Молиться - кровь проливать», - говорил преп. Силуан Афонский. Говорил о другом, но «попал» в крестный ход. Тут на молитве ноги стираются в кровь и не по разу - за себя и «за того парня». За всех.
На самом деле, вся наша православность, вся наша любовь к Богу, к России измеряется тем, сколько мы можем отдать за другого человека своих сил, средств, времени, молитвы, здоровья, своей крови, самой жизни. Как отдал за нас Свою жизнь Христос, как, уподобившись Ему, всю до капли Государь Николай Александрович и его святая семья.
ПРОГРАММА КРЕСТНОГО ХОДА В ЧЕСТЬ 400-ЛЕТИЯ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ
Выход 19 мая 2013г. в День рождения Государя Николая Александровича после Литургии от Храма-на-Крови, переход 10 км до Московского тракта. 20 мая выход от Храма сщмч Петра Крутицкого, переход до Первоуральска, ночлег - 20.05, Билимбай - 21, Первомайское - 22, Бисерть 23, Кленовское - 24-26, Афанасьевское - 27, Ачит - 28, Новое село - 29; Пермский кр. Алтынное - 30, Тюш - 31.05-01.06; Енапаево - 2, Тюй - 3, Чернушка - 4, Куеда - 5, Талмаз - 6, Б.Уса - 7-9, Сосново - 10, Чайковский - 11; Удмуртия. Перевозное - 12-13, Завьялово (Ижевск) - 14-16, Никольское - 17, Нылга - 18, Вавож - 19, Водзимонье - 20; Кировская обл. Кильмезь - 21-23, Шурма - 24, Уржум - 25-26; Марий Эл. Косолапово - 27, Сернур - 28-30, Нов.Торъял - 01.07; Кировская обл. Никулята - 2, Яранск - 3-4, Уртма - 5, Кикнур - 6, Тырышкино - 7; Нижегородская обл. Мелешиха - 8, Бол. Широкое - 9, Ветлуга - 10-11; Костромская обл. Печенкино - 12, Рождественское - 13-14, Шарья - 15-16, Шекшема - 17, Мантурово - 18, Карьково - 19-20, Никулино - 21, Макарьев - 22, Кадый - 23, Дымница - 24, Островское - 25, Судиславль - 26-28, Раслово - 29, Кострома - 30.07-01.08.
График может незначительно меняться.
И всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или землю ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 20: 29)
ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КРЕСТНОГО ХОДА
Крестный ход от начала и до конца - православное богослужение, творимое каждым участником независимо от чина, должности или звания со вниманием, благоговением, тщанием и послушанием.
- Руководитель назначается священноначалием и обеспечивает проведение - всю организацию и управление (регламент, финансирование, порядок и режим движения, питание, лечение, ночлег, распределение послушаний, прочие необходимые действия).
- Духовник Крестного хода назначается священноначалием или, при его отсутствии, избирается участниками из идущих в Крестном ходе священников. Он организует должные богослужения и требы во взаимодействии со священнослужителями епархий, по которым проходит Крестный ход, обеспечивает духовное окормление участников.
- Все желающие участвуют с разрешения руководителя и благословения своих духовников, настоятелей, духовника Крестного хода.
- Крестный ход проводится во славу Божию, а не человеческую. Не благословляются политическая агитация, реклама партий, движений, каких-либо объединений, союзов или их лидеров; не допускаются национальная исключительность, рознь и нетерпимость.
- Крестный ход движется пешком. Впереди мужчины по очереди несут крест, хоругви и главную икону. Далее следуют священники, потом мужчины с прочими иконами, затем женщины, транспорт сопровождения. Постоянно в движении поется молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».
- Все делается только с разрешения руководителя и по благословению духовника.
- Участники, которые не могут идти или нарушают указанные правила, пост, «сухой закон», дисциплину, уклоняются от послушаний, курят, сквернословят, должны покинуть Крестный ход.
- По окончании все организованно и, по возможности, за свой счёт возвращаются домой
Для желающих оказать материальную помощь крестоходам - карта Сбербанка № 4276380081776093, тел. +7 962 964-42-03, сайт: www.voskhozhdenie.ru
Андрей Анатольевич Бардиж, руководитель Крестного хода