«Святость иерархической власти превыше личной святости»

Архиепископ Курганский Константин о значении богоустановленного священнического служения

0
691
Время на чтение 5 минут
21 апреля, в неделю 5-ю Великого поста, в день памяти преподобной Марии Египетской, архиепископ Константин возглавил Божественную Литургию и диаконскую хиротонию Константина Фасолы в кафедральном соборе Александра Невского. Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора. Накануне вечером Владыка совершил в соборе Всенощное бдение, сообщает пресс-служба Курганской епархии.

По окончании Богослужения владыка Константин поздравил всех присутствующих с воскресным днем и днем памяти преподобной Марии Египетской. В своем слове архипастырь отметил, что поскольку все хорошо знают житие преподобной Марии, то он хотел бы обратить внимание на то, что в 2013 году исполняется 1700 лет со времени издания Императором Константином Великим Миланского эдикта.

«Тогда, 1700 лет назад, Христианство было объявлено легальной, то есть законной, но ещё не государственной религией, спустя почти три столетия после распятия и Воскресения Иисуса Христа, - напомнил владыка. – В течение трех столетий христиане были гонимы и истязаемы, а Божественная Литургия в те времена совершалась на гробах с останками мучеников за Христа. В память этого, в наше время при освящении престола в основание его кладется частица мощей, в частности, мы в Курганской епархии, в основание престолов вкладываем частицы мощей священномученика Аркадия (Гаряева), пресвитера Боровского».

«Церковная иерархия любима Господом, несмотря на то, что часто священнослужители по своей личной святости уступают мирянам, и в особенности малым детям. Причащая деток и глядя им в глаза мы, священнослужители, остро ощущаем утерянную личную святость, а также свою греховность. Тем не менее, иерархия учрежденная Богом настолько любима Им, что даже, вспоминая в сегодняшний день великую святую преподобную Марию Египетскую, которой посвящена целая неделя Великого Поста, мы убеждаемся в том, что святость иерархической власти превыше личной святости. Преподобная Мария, стяжавшая такую личную святость, что по воде переходила Иордан, и во время молитвы поднималась в воздух, перед своей кончиной исповедовалась и причастилась у старца Зосимы. Он был, если так можно сказать, лично менее свят, но при этом он был пресвитер, иеромонах. Он стал известен Церкви, только благодаря Марии Египетской. Старцу Зосиме не посвящена целая неделя в году, и даже таким великим святителям и составителям Божественных Литургий: Василию Великому, Иоанну Златоусту, Григорию Двоеслову, ни одному из них не посвящена неделя. Но есть неделя святой преподобной Марии Египетской. И чем святее мирянин, тем он острее ощущает необходимость в особом иерархическом священническом служении», - подчеркнул владыка.

«Величайший святой Русской Православной Церкви преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей стоял на камне и молился. Никто из диаконов, священников или епископов никогда не совершал такой подвиг. Тем не менее, преподобному Серафиму Саровскому не приходило на ум, что он по своей личной святости может рукополагать кого-либо даже в низшие степени церковного служения, например, во чтеца. Никогда за всю историю Православной Церкви такого не бывало, - отметил архиерей. – Величайший святой XX века – Иоанн Кронштадтский, у которого исповедовались многие архиереи, также не мог помыслить того, чтобы рукоположить кого-то хотя бы во иподиакона. Это священное право епископа – архиерея. Чем святее человек, тем он острее ощущает святость иерархического, Богоустановленного священнического служения».

Отвечая на вопрос, что такое иерархия в христианской церкви, владыка Константин отметил, что «прежде всего и существенней всего, она есть власть совершения Таинств, поэтому она является носительницей этой таинственной сверхчеловеческой и сверхприродной силы». «По свидетельству ранней христианской письменности именно епископ являлся совершителем Таинства Евхаристии – преломления хлеба. Это таинство сразу заняло первенствующее место в христианской жизни и сделалось организующей силой в Церкви. После Пятидесятницы верующие прибывают "в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Дн. 2;42). Естественно, что первыми совершителями Евхаристии являлись апостолы, а в послеапостольский век совершение Таинства Тела и Крови становиться делом епископов. Иерархия в виде епископов и зависящего от них клира возникает, прежде всего, в качестве носителей власти тайнодействия. Назначение иерархии определяется как производное от Первосвященнического служения Христова. Христос является Великим Архиереем не по чину Аарона, но по более древнему чину Мельхиседекову, о чем много говориться в послании к Евреям. Христос возглавляет небесные иерархии и все земное священство. Иерархия, ведущая свое происхождение прямо от Христа, Первосвященника по чину Мельхиседекову, через апостольское преемство, есть Сам Христос, тайнодействующий в церкви Своей. Иерархия любима Им и полна любовь к Нему, она есть радость и утешение церкви от Утешителя Святого Духа, который низводиться на рукоположенного, она есть средоточие церковной жизни, установленное Самим Богом и через нее действует сам Бог на земле. Священнослужители, хотя и сохраняют свои человеческие немощи и грехи, получают особую равноангельскую природу. Священники становятся святы Богу, ибо через них совершается освящение. И как священные предметы, например, престол, чаша, потир, копие, лжица, священнические облачения уже не могут быть взяты для обычного употребления – это преступление – так и совершители таинства через рукоположение выделяются из числа людей. Их святость не есть их личная святость, напротив, священники могут быть, и нередко бывают, греховнее мирян. Святость священнослужителей и есть святость церкви, которая через них освящает Духом Святым своих чад, это и святость Христа, в которого они облекаются, ни только наравне со всеми христианами в Крещении, но и сугубо – в посвящении, в рукоположении».

«Иисус Христос не сразу дал власть своим ученикам, а воспитывал их в течение трех с половиной лет. Не все ученики сразу стали Апостолами, из всех Христос избрал двенадцать. Сначала была дана власть изгонять бесов и исцелять всякую болезнь: "И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов" (Мк. 3:14-15). Однако власть изгонять бесов – меньшая, чем власть совершать священнодействия. После Воскресения Христова Апостолам была дана более высокая власть отпускать и удерживать грехи: "Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан.20:21-23). И только в день Святой Пятидесятницы полнота благодати Святого Духа снизошла в виде огненных языков на каждого из апостолов и они обрели высшую иерархическую священническую власть. Так закончилось посвящение и приятие великой священнической тайны власти и Евхаристического служения», - пояснил архиерей.

«Апостолы передавали эту власть из поколения в поколение, - продолжил владыка Константин. – Полнотой всей священнической власти в Церкви обладает только епископ, архиерей. Он имеет право совершать все семь святых Таинств, освящать Святое Миро и антиминсы. Священник имеет право совершать шесть святых Таинств, кроме Таинства Священства. Диакон не имеет права совершать ни одного Таинства, он помогает при совершении Таинств. Однако следует помнить и о правах мирян, ибо по слову апостола Петра, все православные христиане именуются царским священством: "Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1Пет.2:9). Царское священство мирян заключается в возможности крещения людей страха ради смертного, или в безвыходных ситуациях. Например, этим правом часто пользуются верующие акушерки в родильных домах. Все это мы должны, дорогие братья и сестры, мы должны знать и помнить, в неделю святой преподобной Марии Египетской, которая несмотря на свою большую личную святость была исповедана, причастилась и была погребена иеромонахом Зосимой, имеющим благодать иерархического священства», - заключил архипастырь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Преобладали ли православные в Российской империи?
Новый комментарий от Человек
15.12.2024 17:23
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Константин В.
15.12.2024 14:31
Месть и закон по-коченевски
Новый комментарий от Алина
15.12.2024 14:07
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
15.12.2024 11:27
Еще раз о любви
Новый комментарий от С. Югов
15.12.2024 11:24
Заимствование политических форм небезобидно
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.12.2024 11:12
«Крымский» сценарий в Сирии
Новый комментарий от Русский танкист
15.12.2024 10:59