«Ношение хиджабов будет восприниматься как вызов»

Православные священнослужители о ношении традиционной мусульманской одежды в общеобразовательной светской школе

0
1060
Время на чтение 4 минуты
Ставропольский краевой суд 22 марта отказал в удовлетворении иска адвоката Мурада Мусаева к правительству региона в связи с постановлением о введении школьной формы и о запрете ношения хиджабов, сообщает Regions.ru.

Мусаев добивался признания недействующим постановления правительства Ставропольского края от 31 октября 2012 года «Об утверждении основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся» в части, исключающей право женщин мусульманского вероисповедания одеваться в соответствии с их религиозными убеждениями из-за ряда несоответствий установленным правилам.

Представитель правительства и губернатора региона Владимир Молчанов заявил: «Наша сторона полностью удовлетворена, поскольку постановление принято строго в соответствии с Конституцией РФ. Оно ни в коей мере не умаляет прав граждан на вероисповедание. Поскольку мы полагаем, что данное решение законно и обосновано, мы будем возражать против апелляции».

В свою очередь адвокат Мусаев подтвердил, что намерен обжаловать решение в вышестоящих инстанциях.

В числе свидетелей на процессе была допрошена и уполномоченный при губернаторе Ставропольского края по правам ребенка Светлана Адаменко. По ее мнению, постановление властей не следует рассматривать как покушение на чьи-то права. «В школах есть уставы, которые также регламентируют внешний вид учащихся», - объяснила детский омбудсмен. Адаменко убеждена, что «нет никакого повода у родителей, пришедших в суд, думать, что они подвержены дискриминации». Она уверена, что в ряде случаев именно родители заставляют детей надевать религиозную одежду. «Хотя допускаю, что такие взрослые девочки, как те, которые приглашены на процесс, самостоятельно приняли это решение, так как живут в семье и принимают уклад семьи», - говорит Адаменко. Но «дети не должны быть заложниками спора взрослых», - убеждена омбудсмен. «Родители, которые этого не понимают, создают предпосылки для таких негативных последствий, которых и сами не могут предвидеть», - уверена она. «Это связано с тем, что школьная среда достаточно агрессивна, и у других детей хиджаб может вызвать неприятие», - поясняет Светлана Адаменко. «Как уполномоченный, я обязана равно защищать интересы и права тех детей, которых не пускают на занятия в хиджабах и тех, кто сегодня занимается и не понимает, почему их сверстники должны надевать хиджабы», - отметила омбудсмен.

В октябре 2012 года ставропольский краевой муфтият сообщил о жалобах родителей некоторых школьниц на то, что девочкам-мусульманкам около двух недель не разрешали посещать школу в хиджабах. Пять учениц в Нефтекумском районе с 3 по 17 октября не пускали в школу. При этом, по словам родителей, 1 сентября девочки пришли в школу в платках и в течение месяца занимались без проблем.

Тема ношения хиджабов обсуждалась 18 октября на самом высоком уровне. Президент России Владимир Путин заявил о необходимости уважать религиозные чувства, однако исходить из светского характера российского государства. Губернатор Ставрополья впоследствии дал установку немедленно начать разработку краевого нормативно-правового акта, который регулировал бы требования к одежде учащихся. С 9 января 2013 года все школьники Ставрополья в соответствии с постановлением регионального правительства стали посещать занятия в форме.

В постановлении краевого правительства от 31 октября 2012 года прописано, в частности, что одежда должна быть классического образца: у девочек без заниженной талии, без декольте. Не запрещается надевать школьницам брюки классического вида, также допускается ношение джемперов, свитеров и пуловеров в холодное время года. Регламентом также вводится прямой запрет на использование религиозной одежды, символики и атрибутики.

«Как бы вы прокомментировали этот спор и решение суда? Нужны ли, по-вашему, общероссийские правила, регулирующие внешний вид учеников государственных школ?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, заявил, что, конечно, правила, касающиеся внешнего вида, в государственных школах нужно соблюдать. В частных или религиозных школах могут быть свои правила.

«На мой взгляд, было хорошо, когда в школах была единая форма. Форма дисциплинирует. В уважающих себя учебных заведениях форма обязательна. Это мы видим и во Франции, и в Англии. Пожалуйста, в религиозную школу одевайтесь так, как требует религиозная традиция, но навязывать это светской школе в светском государстве нельзя: в данном случае ношение хиджабов будет восприниматься как вызов. Все-таки Ставрополье - регион, население которого по преимуществу православное. В Чечне, например, или в Ингушетии это было бы нормально. Поэтому действия властей и суда в данном случае правильные», - подчеркнул священник.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что российский суд в данном случае действует так же, как и суды европейские. Это решение понятно. «Оно идет в русле общемировых тенденций обмирщения современного общества: недопущения проявления элементов религиозной жизни в публичных местах. Ношение религиозной одежды может, наверное, смущать людей нерелигиозных», - добавил он.

«С другой стороны, люди все-таки имеют право на выражение своих религиозных убеждений - естественно, когда это не ущемляет интересы других, не обижает их, не оскорбляет. Особенно если речь идет о странах и регионах, имеющих свою господствующую конфессию. Хиджабы ведь никого не смущают, например, в Иране или в Арабских Эмиратах. Но в странах христианских такая ситуация будет смутительна. Поэтому правильней было бы учитывать мнение религиозного большинства в том или ином регионе. В России большинство все-таки относит себя к православным. Но в тех регионах, где большинство мусульман, могут делаться определенные уступки. Просто происходить это должно равномерно как в отношении христиан, так и мусульман, а не выборочно. Потому что сейчас под видом защиты равноправия часто происходит поддержка меньшинства в ущерб большинству. Это вещь абсолютно недопустимая, потому что государственные законы должны учитывать в первую очередь интересы большинства. Это касается и внешнего вида, и учебных дисциплин. Безусловно, должно быть и уважение к местным традициям», - подчеркнул священник.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, заметил, что требования к внешнему виду учащихся, на его взгляд, вполне обоснованы.

«И чрезмерная пестрота, и неряшливость в одежде, выражающая откровенное неуважение к обществу, не способствуют воспитанию детей, правильному их настрою на учебу прежде всего, но служат, наоборот, дополнительному социальному разделению вместо того, чтобы быть факторами социализации детей. Эти элементы, скорее, послужат расколу в детском сообществе. Поэтому в данном случае некое единообразие, общепринятые нормы в одежде могли бы наоборот послужить основной задаче школы – воспитанию молодого поколения», - подчеркнул отец Тихон.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
12.12.2024 15:43
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от учитель
12.12.2024 14:58
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
12.12.2024 14:35
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Алекс
12.12.2024 14:07
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Сергей из НН
12.12.2024 12:15
Месть и закон по-коченевски
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.12.2024 11:52