Мусаев добивался признания недействующим постановления правительства Ставропольского края от 31 октября 2012 года «Об утверждении основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся» в части, исключающей право женщин мусульманского вероисповедания одеваться в соответствии с их религиозными убеждениями из-за ряда несоответствий установленным правилам.
Представитель правительства и губернатора региона Владимир Молчанов заявил: «Наша сторона полностью удовлетворена, поскольку постановление принято строго в соответствии с Конституцией РФ. Оно ни в коей мере не умаляет прав граждан на вероисповедание. Поскольку мы полагаем, что данное решение законно и обосновано, мы будем возражать против апелляции».
В свою очередь адвокат Мусаев подтвердил, что намерен обжаловать решение в вышестоящих инстанциях.
В числе свидетелей на процессе была допрошена и уполномоченный при губернаторе Ставропольского края по правам ребенка Светлана Адаменко. По ее мнению, постановление властей не следует рассматривать как покушение на чьи-то права. «В школах есть уставы, которые также регламентируют внешний вид учащихся», - объяснила детский омбудсмен. Адаменко убеждена, что «нет никакого повода у родителей, пришедших в суд, думать, что они подвержены дискриминации». Она уверена, что в ряде случаев именно родители заставляют детей надевать религиозную одежду. «Хотя допускаю, что такие взрослые девочки, как те, которые приглашены на процесс, самостоятельно приняли это решение, так как живут в семье и принимают уклад семьи», - говорит Адаменко. Но «дети не должны быть заложниками спора взрослых», - убеждена омбудсмен. «Родители, которые этого не понимают, создают предпосылки для таких негативных последствий, которых и сами не могут предвидеть», - уверена она. «Это связано с тем, что школьная среда достаточно агрессивна, и у других детей хиджаб может вызвать неприятие», - поясняет Светлана Адаменко. «Как уполномоченный, я обязана равно защищать интересы и права тех детей, которых не пускают на занятия в хиджабах и тех, кто сегодня занимается и не понимает, почему их сверстники должны надевать хиджабы», - отметила омбудсмен.
В октябре 2012 года ставропольский краевой муфтият сообщил о жалобах родителей некоторых школьниц на то, что девочкам-мусульманкам около двух недель не разрешали посещать школу в хиджабах. Пять учениц в Нефтекумском районе с 3 по 17 октября не пускали в школу. При этом, по словам родителей, 1 сентября девочки пришли в школу в платках и в течение месяца занимались без проблем.
Тема ношения хиджабов обсуждалась 18 октября на самом высоком уровне. Президент России Владимир Путин заявил о необходимости уважать религиозные чувства, однако исходить из светского характера российского государства. Губернатор Ставрополья впоследствии дал установку немедленно начать разработку краевого нормативно-правового акта, который регулировал бы требования к одежде учащихся. С 9 января 2013 года все школьники Ставрополья в соответствии с постановлением регионального правительства стали посещать занятия в форме.
В постановлении краевого правительства от 31 октября 2012 года прописано, в частности, что одежда должна быть классического образца: у девочек без заниженной талии, без декольте. Не запрещается надевать школьницам брюки классического вида, также допускается ношение джемперов, свитеров и пуловеров в холодное время года. Регламентом также вводится прямой запрет на использование религиозной одежды, символики и атрибутики.
«Как бы вы прокомментировали этот спор и решение суда? Нужны ли, по-вашему, общероссийские правила, регулирующие внешний вид учеников государственных школ?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, заявил, что, конечно, правила, касающиеся внешнего вида, в государственных школах нужно соблюдать. В частных или религиозных школах могут быть свои правила.
«На мой взгляд, было хорошо, когда в школах была единая форма. Форма дисциплинирует. В уважающих себя учебных заведениях форма обязательна. Это мы видим и во Франции, и в Англии. Пожалуйста, в религиозную школу одевайтесь так, как требует религиозная традиция, но навязывать это светской школе в светском государстве нельзя: в данном случае ношение хиджабов будет восприниматься как вызов. Все-таки Ставрополье - регион, население которого по преимуществу православное. В Чечне, например, или в Ингушетии это было бы нормально. Поэтому действия властей и суда в данном случае правильные», - подчеркнул священник.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что российский суд в данном случае действует так же, как и суды европейские. Это решение понятно. «Оно идет в русле общемировых тенденций обмирщения современного общества: недопущения проявления элементов религиозной жизни в публичных местах. Ношение религиозной одежды может, наверное, смущать людей нерелигиозных», - добавил он.
«С другой стороны, люди все-таки имеют право на выражение своих религиозных убеждений - естественно, когда это не ущемляет интересы других, не обижает их, не оскорбляет. Особенно если речь идет о странах и регионах, имеющих свою господствующую конфессию. Хиджабы ведь никого не смущают, например, в Иране или в Арабских Эмиратах. Но в странах христианских такая ситуация будет смутительна. Поэтому правильней было бы учитывать мнение религиозного большинства в том или ином регионе. В России большинство все-таки относит себя к православным. Но в тех регионах, где большинство мусульман, могут делаться определенные уступки. Просто происходить это должно равномерно как в отношении христиан, так и мусульман, а не выборочно. Потому что сейчас под видом защиты равноправия часто происходит поддержка меньшинства в ущерб большинству. Это вещь абсолютно недопустимая, потому что государственные законы должны учитывать в первую очередь интересы большинства. Это касается и внешнего вида, и учебных дисциплин. Безусловно, должно быть и уважение к местным традициям», - подчеркнул священник.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, заметил, что требования к внешнему виду учащихся, на его взгляд, вполне обоснованы.
«И чрезмерная пестрота, и неряшливость в одежде, выражающая откровенное неуважение к обществу, не способствуют воспитанию детей, правильному их настрою на учебу прежде всего, но служат, наоборот, дополнительному социальному разделению вместо того, чтобы быть факторами социализации детей. Эти элементы, скорее, послужат расколу в детском сообществе. Поэтому в данном случае некое единообразие, общепринятые нормы в одежде могли бы наоборот послужить основной задаче школы – воспитанию молодого поколения», - подчеркнул отец Тихон.