Икона Русского царства

Издательство «Царское Дело» выпустило книгу об истории Феодоровской иконы Божией Матери

Издательство «Царское Дело» представляет книгу А.В.Федорова «Тайна царской святыни. История Феодоровской иконы Божией Матери». Выпуск книги приурочен к знаменательной дате в русской истории - 400-летию окончания Смутного времени, основания царской династии Романовых и установления нового празднования Феодоровскому образу Богородицы 14/27 марта.

Федоровская икона Божией Матери - одна из самых загадочных святынь Православной Церкви. И сам образ, и его история окружены множеством легенд, самые известные из которых связаны с почитанием святыни русскими монархами и таинственным потемнением ее ликов. На протяжении веков этот образ оказывался в центре многих судьбоносных для нашей страны событий. О других, столь же значимых для России иконах написано множество книг. И лишь Феодоровская долгое время оставалась самой неизученной, самой неизвестной из всех великих святынь нашего Отечества.

В книге А.В.Федорова впервые собраны воедино наиболее достоверные сведения об иконе, на основании которых выдвинута новая гипотеза о ее месте в истории России, об особенностях ее почитания в древности, прослежена связь между иконографией, символическим содержанием образа и его ролью в судьбах России. Автор приводит уникальные и малоизвестные сведения, позволяющие говорить о Феодоровском образе Богоматери как об иконе Русского царства - главном монархическом символе России, святыне всех ее правителей: Рюриковичей-Годуновых-Романовых.

Книга состоит из двух частей. В первой рассказывается об истории иконы до 1917 года, в другой освещается судьба святыни в новейшее время. На основании сказаний, текстов служб, Царских грамот автор постарался восстановить подлинную историю иконы. В настоящее время в научном мире нет точной датировки образа. История его исчезновения из Городца и последующего явления в Костроме, как это изложено в Сказании, в ХХ столетии была подвергнута сомнению и пересмотрена. Были изменены даты, имена исторических деятелей, участвовавших в этих событиях, из древнейшей святыни икона была превращена в местночтимый список с Владимирской иконы. А.Ф.Федоров, сопоставляя события и даты, цитируя жалованные грамоты русских царей, приводя уникальный изобразительный материал, показывает преемственное, особое почитание этой иконы русскими князьями, начиная со св. кн. Георгия Всеволодовича, погибшего при нашествии Батыя. Многие Рюриковичи, Борис Годунов, а впоследствии и Романовы приходили на поклонение Федоровской иконе. В Костромской кремль, под защиту Божией Матери в образе Ее Федоровском, во время смут и военных действий отсылали своих близких знатнейшие русские фамилии. Автор показывает, что совсем не случайно оказались Романовы в годуновском Ипатьевском монастыре в марте 1613 года. Установив новое празднование иконе в этот день, 14/27 марта, Церковь тем самым утвердила законность власти Романовых в России и их преемственность с прежними государями, почитавшими этот образ Богородицы. То есть, Божия Матерь в Ее Феодоровском образе на протяжении многих веков русской истории почиталась как Покровительница власти и государственности.

Феодоровская икона Божией МатериВыдвигая эту гипотезу, автор опирается также на работу О.В.Губаревой «Божия Матерь в Ее иконах», где говорится о том, что в иконографии Феодоровского образа излагается учение о земной власти как об отражении власти Христовой. Рассказ об общерусском почитании иконы в древности иллюстрируется сохранившимися списками образа XIII-XVI вв., а так же особым отношением к нему в старообрядческой среде. Отдельная глава книги рассказывает о почитании Феодоровской иконы святыми Царственными мучениками и о Государевом строительстве в Царском Селе, посвященном этой святыне. Большая часть исследования А. Федорова повествует о судьбе иконы после 1917 года. И здесь читателей ждут самые неожиданные открытия. Вопреки известной легенде, потемнение ликов иконы оказалось не связано со смутой, вынужденным отречением Государя или цареубийством. Автор приводит фотографии и документы реставрации образа 1919 года в Костроме, которые показывают, что в это время икона была в хорошей сохранности. Омрачение образа произошло лишь после того как икона попала в руки раскольников-обновленцев в 1922 году. Трагично закончилась попытка обновленцев «осветлить» образ в 1929 году - привезенная в Москву икона подверглась вторичному раскрытию, в результате которого лики всероссийской святыни были серьезно повреждены. А.В.Федоров подробно рассказывает о сложном положении многих московских реставраторов и искусствоведов в конце 20-х гг. и о роли И.Э.Грабаря в повторном раскрытии древнего образа. Автор особо отмечает роль костромичей и местного духовенства в возрождении почитания иконы после ликвидации обновленчества и возвращения ее в Церковь.

Издание иллюстрировано множеством редких и ранее не публиковавшихся фотографий, среди которых цветное фото Феодоровской иконы Божией Матери, сделанное в 1913 году.

Цель книги - не только вернуть подлинное древнее почитание святыни. Исследователь уверен, что восстанавливая историю таких значимых памятников, как Федоровский образ Богородицы, мы лучше узнаем историю Отечества, глубже начинаем осознавать собственную культуру. Кроме того, новые факты, связанные с состоянием ликов иконы, позволяют автору вынести на общецерковное обсуждение проблему их восстановления. В книге говорится о необходимости подлинно научного изучения живописи иконы, новой атрибуции и, возможно, воссоздания ликов иконы с привлечением лучших реставраторов-иконописцев.

Книга А.В.Федорова «Тайна царской святыни. История Феодоровской иконы Божией Матери» получила рекомендацию Издательского Совета Русской Православной Церкви и рассчитана на широкий круг читателей.

23 февраля 2013 года в 14 часов на выставке-ярмарке «Скоро православная масленица» в Выставочном центре Союза Художников по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, дом 38, - состоится презентация книги и встреча с автором.

Информация о приобретении книги размещена на сайте издательства «Царское Дело».
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"400 лет Династии Романовых"
Все статьи темы
Последние комментарии
«Неужели Бог слабее, чем вирус?»
Новый комментарий от Яков Яковлевич
26.03.2019
Европейский Содом получает по заслугам
Новый комментарий от Яков Яковлевич
26.03.2019
Уничтожать пленных поляков было бы политическим самоубийством
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.03.2019
Эти непонятные русские
Новый комментарий от Наталья Скиф
26.03.2019
Репетиция Апокалипсиса
Новый комментарий от Яков Яковлевич
26.03.2019