Икона Русского царства

Издательство «Царское Дело» выпустило книгу об истории Феодоровской иконы Божией Матери

400-летие дома Романовых 
0
704
Время на чтение 4 минуты
Издательство «Царское Дело» представляет книгу А.В.Федорова «Тайна царской святыни. История Феодоровской иконы Божией Матери». Выпуск книги приурочен к знаменательной дате в русской истории - 400-летию окончания Смутного времени, основания царской династии Романовых и установления нового празднования Феодоровскому образу Богородицы 14/27 марта.

Федоровская икона Божией Матери - одна из самых загадочных святынь Православной Церкви. И сам образ, и его история окружены множеством легенд, самые известные из которых связаны с почитанием святыни русскими монархами и таинственным потемнением ее ликов. На протяжении веков этот образ оказывался в центре многих судьбоносных для нашей страны событий. О других, столь же значимых для России иконах написано множество книг. И лишь Феодоровская долгое время оставалась самой неизученной, самой неизвестной из всех великих святынь нашего Отечества.

В книге А.В.Федорова впервые собраны воедино наиболее достоверные сведения об иконе, на основании которых выдвинута новая гипотеза о ее месте в истории России, об особенностях ее почитания в древности, прослежена связь между иконографией, символическим содержанием образа и его ролью в судьбах России. Автор приводит уникальные и малоизвестные сведения, позволяющие говорить о Феодоровском образе Богоматери как об иконе Русского царства - главном монархическом символе России, святыне всех ее правителей: Рюриковичей-Годуновых-Романовых.

Книга состоит из двух частей. В первой рассказывается об истории иконы до 1917 года, в другой освещается судьба святыни в новейшее время. На основании сказаний, текстов служб, Царских грамот автор постарался восстановить подлинную историю иконы. В настоящее время в научном мире нет точной датировки образа. История его исчезновения из Городца и последующего явления в Костроме, как это изложено в Сказании, в ХХ столетии была подвергнута сомнению и пересмотрена. Были изменены даты, имена исторических деятелей, участвовавших в этих событиях, из древнейшей святыни икона была превращена в местночтимый список с Владимирской иконы. А.Ф.Федоров, сопоставляя события и даты, цитируя жалованные грамоты русских царей, приводя уникальный изобразительный материал, показывает преемственное, особое почитание этой иконы русскими князьями, начиная со св. кн. Георгия Всеволодовича, погибшего при нашествии Батыя. Многие Рюриковичи, Борис Годунов, а впоследствии и Романовы приходили на поклонение Федоровской иконе. В Костромской кремль, под защиту Божией Матери в образе Ее Федоровском, во время смут и военных действий отсылали своих близких знатнейшие русские фамилии. Автор показывает, что совсем не случайно оказались Романовы в годуновском Ипатьевском монастыре в марте 1613 года. Установив новое празднование иконе в этот день, 14/27 марта, Церковь тем самым утвердила законность власти Романовых в России и их преемственность с прежними государями, почитавшими этот образ Богородицы. То есть, Божия Матерь в Ее Феодоровском образе на протяжении многих веков русской истории почиталась как Покровительница власти и государственности.

Феодоровская икона Божией МатериВыдвигая эту гипотезу, автор опирается также на работу О.В.Губаревой «Божия Матерь в Ее иконах», где говорится о том, что в иконографии Феодоровского образа излагается учение о земной власти как об отражении власти Христовой. Рассказ об общерусском почитании иконы в древности иллюстрируется сохранившимися списками образа XIII-XVI вв., а так же особым отношением к нему в старообрядческой среде. Отдельная глава книги рассказывает о почитании Феодоровской иконы святыми Царственными мучениками и о Государевом строительстве в Царском Селе, посвященном этой святыне. Большая часть исследования А. Федорова повествует о судьбе иконы после 1917 года. И здесь читателей ждут самые неожиданные открытия. Вопреки известной легенде, потемнение ликов иконы оказалось не связано со смутой, вынужденным отречением Государя или цареубийством. Автор приводит фотографии и документы реставрации образа 1919 года в Костроме, которые показывают, что в это время икона была в хорошей сохранности. Омрачение образа произошло лишь после того как икона попала в руки раскольников-обновленцев в 1922 году. Трагично закончилась попытка обновленцев «осветлить» образ в 1929 году - привезенная в Москву икона подверглась вторичному раскрытию, в результате которого лики всероссийской святыни были серьезно повреждены. А.В.Федоров подробно рассказывает о сложном положении многих московских реставраторов и искусствоведов в конце 20-х гг. и о роли И.Э.Грабаря в повторном раскрытии древнего образа. Автор особо отмечает роль костромичей и местного духовенства в возрождении почитания иконы после ликвидации обновленчества и возвращения ее в Церковь.

Издание иллюстрировано множеством редких и ранее не публиковавшихся фотографий, среди которых цветное фото Феодоровской иконы Божией Матери, сделанное в 1913 году.

Цель книги - не только вернуть подлинное древнее почитание святыни. Исследователь уверен, что восстанавливая историю таких значимых памятников, как Федоровский образ Богородицы, мы лучше узнаем историю Отечества, глубже начинаем осознавать собственную культуру. Кроме того, новые факты, связанные с состоянием ликов иконы, позволяют автору вынести на общецерковное обсуждение проблему их восстановления. В книге говорится о необходимости подлинно научного изучения живописи иконы, новой атрибуции и, возможно, воссоздания ликов иконы с привлечением лучших реставраторов-иконописцев.

Книга А.В.Федорова «Тайна царской святыни. История Феодоровской иконы Божией Матери» получила рекомендацию Издательского Совета Русской Православной Церкви и рассчитана на широкий круг читателей.

23 февраля 2013 года в 14 часов на выставке-ярмарке «Скоро православная масленица» в Выставочном центре Союза Художников по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, дом 38, - состоится презентация книги и встреча с автором.

Информация о приобретении книги размещена на сайте издательства «Царское Дело».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

400-летие дома Романовых
Все статьи темы
Последние комментарии
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 20:40
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Наталья Сидорина
14.12.2024 19:56
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:28
Мы не знаем, чем все кончится
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:16
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 18:58
Улетайте в Париж, пока не наступила «нелётная погода»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 16:08
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
14.12.2024 15:20