«Интерес к научному творчеству Сергея Федоровича все более и более возрастает»

Профессор Игорь Фроянов о личности и научном наследии историка С.Ф.Платонова к 80-летней годовщине его кончины

0
257
Время на чтение 4 минуты
Вчера исполнилось 80 лет со дня кончины выдающегося русского историка, археографа, директора Библиотеки АН СССР и Пушкинского Дома (Института русской литературы) Сергея Федоровича Платонова (1860-1933). О личности и научном наследии С.Ф.Платонова в интервью «Русской народной линии» рассуждает известный русский историк, доктор исторических наук, профессор Игорь Яковлевич Фроянов.

Впервые с творчеством Сергея Федоровича Платонова я познакомился в студенческие годы, когда прочитал его фундаментальную и превосходную книгу, посвященную истории Смуты. Эта книга была переиздана в 1937 году (!). Читая ее, я несколько был, как говорили классики XIX века, «фраппирован», а если говорить более серьезно, недоумевал в связи с тем, что книга Сергея Федоровича, недавно репрессированного, была опубликована в разгар, по терминологии нынешних либералов и ненавистников России, «сталинского террора».

В ней содержались идеи, которые не могут быть иначе истолкованы, как идеи национально-патриотические. Но, углубляясь, присматриваясь к сталинскому времени, я убедился в том, что публикация книги Платонова «Очерки по истории Смуты в Московском государстве ХVI–XVII вв.» была делом естественным, даже востребованным, поскольку соответствовала тому курсу, который Сталин взял с середины 30-х годов – курсу возврата к национальным истокам нашей истории. Ведь в то же время были опубликованы лекции по русской истории В.О.Ключевского и многие другие произведения выдающихся русских дореволюционных исследователей. Появление же платоновского исследования явилось прологом пересмотра деятельности Царя Ивана Грозного (от негативной оценки к позитивной), осуществленного трудами выдающихся советских историков С.В.Бахрушина, И.И.Смирнова и др. Потом, после смерти Сталина, был, правда, новый «откат», в том числе и среди профессиональных историков, таких, к примеру, как академик С.Б.Веселовский, по непонятным мне причинам люто ненавидевший православного Государя. В настоящее время этот «откат» превратился в огульное поношение Царя Ивана, хулителями которого выступают всякие лунгины, эшпаи, сванидзе и прочие фальсификаторы русской истории.

Позднее, в аспирантские и молодые преподавательские годы, я понял по-настоящему величину историка Платонова, осознал значение его огромного вклада в изучение и преподавание русской истории. Особенно это связано с эпохой Ивана Васильевича Грозного. В дореволюционной историографии весьма распространенным было мнение, объясняющее учреждение Опричнины, института, чрезвычайно важного для второй половины XVI века, чисто психологическими мотивами, чуть ли не сумасбродством Ивана. Такова точка зрения В.О.Ключевского, полагавшего, что с помощью Опричнины Царь, как выразился историк словами самого Ивана Грозного, «встал за себя», то есть стал обороняться. Грозный вообразил, что против него плетутся якобы интриги, что его хотят извести, и стал обороняться. В состоянии же обороны бил, по выражению В.О.Ключевского, налево и направо, не разбирая своих и чужих. Дело дошло до того, что Царя объявили психически ненормальным. Достаточно вспомнить психиатра П.И.Ковалевского с его известными двухтомными «Психиатрическими эскизами из истории», где утверждается, будто Иван Грозный «был душевнобольной человек, причем его душевная болезнь выражалась в форме однопредметного помешательства (мономания, или паранойя), позволявшего ему одновременно и управлять государством, и совершать деяния, которым могут быть найдены объяснения только в его болезненном душевном состоянии».

С.Ф.Платонов нашел социально-экономические и социально-политические обоснования тем преобразованиям, которые осуществил Иоанн Грозный, в частности, посредством Опричнины. Платонов усмотрел в Опричнине инструмент борьбы с титулованным боярством, с прежним удельным порядком. Историк показал, как Иван Грозный с помощью Опричнины перетасовал господствующий класс, многих поднял из насиженных гнезд и переселил, подорвал его землевладельческое могущество и тем самым укрепил русскую государственность. Это было важным достижением Государя, что в ближайшие годы показала сама история во время Смуты. Тогда, несмотря на тяжкие испытания, Русская государственность, усиленная недавно мерами Опричнины, удержалась и возродила Россию. Устояло и Русское Самодержавство. Казалось, был предшествующий опыт семибоярщины (олигархический строй), ограниченной монархии Василия Шуйского, но Земский собор 1613 года избрал на Царство Михаила Романова в качестве самодержца, который, как сказал однажды Грозный Курбскому, «сам правит». Пробудись Царь Иван от вечного сна, он был бы доволен, убедившись в том, что Самодержавие, строительство которого он завершил, вошло прочно в сознание и самосознание русского народа.

С точки зрения обоснования объективных причин учреждения Опричнины в России, С.Ф.Платонов является крупнейшим представителем русской исторической науки. Его идеи, связанные с изучением Опричнины, были в значительной мере восприняты советской исторической наукой. Отчасти они встречаются в трудах исследователей эпохи Ивана Грозного и доселе. Большое научное значение имеют его источниковедческие штудии, относящиеся к изучению источников XVII века, прежде всего, Смуты.

С.Ф.Платонов был прекрасным лектором, читавшим долгие годы в Петербургском (Петроградском) университете курс лекций по русской истории. Однажды Сигизмунд Натанович Валк, делясь со мной воспоминаниями о Петербургском университете начала XX века, рассказывал мне, как на лекции Сергея Федоровича стекались студенты разных факультетов, несмотря на то, что лекции эти были опубликованы, и лектор не отходил в принципе от напечатанного текста. Слушателей манило само чтение столь почтенного и выдающегося историка, каким являлся Платонов, привлекали исторические сцены, которые блестяще он воскрешал в деталях, вплоть до карканья ворон в ночном мраке, когда убивали Императора Павла в Михайловском замке.

Судьба Сергея Федоровича Платонова была тяжкой. Он оказался в губительном водовороте так называемого «академического дела», был репрессирован, но самое главное, что подействовало удручающе на душевное состояние Сергея Федоровича, - предательство: он был предан своими учениками. Умер Сергей Федорович в самарской ссылке 10 января 1933 года от острой сердечной недостаточности. Смерть его прошла незаметно. Но жизнь он прожил не зря, о чем свидетельствует наше время, когда интерес к научному творчеству Сергея Федоровича все более и более возрастает.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Фроянов
Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства
О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва)
05.02.2017
Все статьи Игорь Фроянов
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:28
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07