itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Каждение» и хождение протоиерея Андрея Логвинова

В Святодуховском центре состоялся творческий вечер поэта и священника

0
708
Время на чтение 6 минут
27 ноября в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры состоялся творческий вечер поэта и священника Андрея Логвинова. Отец Андрей поднялся на сцену со своей новой книжкой «Каждение», вышедшей в этом году в издательстве «Русское слово». Книга оформлена живописными работами Павла Рыженко, которого отец Андрей считает великим художником современности.

«Я очень удивился, но оказывается, что многим слово "Каждение" незнакомо, - сказал отец Андрей. - В типографии в сопроводительных бумагах эта книжка даже значилась как "Хождение"». Название книге дало стихотворение отца Андрея, которое открывает сборник. С него батюшка и начал творческий вечер.

В строгом храме кадят образам,
Всем святыням творя угожденье.
А затем — не поверил глазам -
На меня направляют кажденье.

Нет, и вправду!.. не только святым.
Всем пришедшим — не только иконам -
Адресован кадильницы дым,
Да в придачу ещё и с поклоном!

Ликов ряд на церковной стене...
А не грешник отъявленный я ли?!
Но за малую искру во мне
Со святыми меня уровняли...

За одно, что забрёл в этот храм -
Ржавый меч словно вынув из ножен, -
Мне готовы кадить фимиам!..
Значит, я не совсем безнадёжен?!

Снова люди, и вновь образа...
Дьякон, кланяясь, движется мимо...
И мои заслезились глаза
От обильного, видимо, дыма.


Творческий вечер поэта и священника Андрея Логвинова, хорВ творческом вечере принимал участие Детско-юношеский хор имени святого Иоанна Дамаскина под руководством Ирины Болдышевой. Певчие хора не один год поют песни на стихи отца Андрея Логвинова, путешествуя с ними по разным городам и странам. Исполнили песни на стихи батюшки священник Сергий Жариков и автор-исполнитель Виктор Соколов.

В течение вечера отец Андрей прочитал немало стихотворений из нового сборника, предваряя каждое из них вступительным словом. Иногда это «слово» было кратким, а иногда — пространным и почти таким же художественным, как и сами стихи. Отец Андрей Логвинов успел рассказать и о Костроме, где он служит, и о родном храме святого Иоанна Богослова, и о грядущем 400-летии династии Романовых, и о своём огороде. Но было ясно, что больше всего батюшке хочется поделиться впечатлениями от посещения Святой Земли. Из этого «хождения» отец Андрей вместе со своими прихожанами вернулся всего неделю назад.

«Кострома — не Питер, у нас город бедный, - рассказывает батюшка. – Но в поездку отправились пятьдесят прихожан и два священника! Где было денежку собрать? Некоторые бабушки откладывали себе на похороны, но тут подумали: «Да чего там! Пока меня соберутся хоронить, деньги обесценятся. А я ещё успею на Святую Землю слетать!» Другие своих внуков, сынов напрягли — с кого по пятёрочке, с кого по трёшечке — и тоже набрали нужную сумму. И так это было отрадно!..

На Святой Земле у нас была замечательная гид — Лия, грузинка по отцу, русская по матери. Она патриот, почитает Царя-мученика. Лия с самого начала повезла нас в те места, в которые мы бы потом уже не попали, потому что началась война. Нас война, слава Богу, миновала стороной, хотя страхи были: аэропорт одно время был закрыт, да и стрельба слышалась.

Лия повезла нас в каменистую Самарию, где жили самаряне. Правоверные иудеи с самарянами не общались и считали невозможным даже разговаривать с ними. А мы с вами помним притчу о милосердном самарянине и ту потрясающую историю, когда Спаситель беседовал на колодце Иакова с самарянкой. Она была грешница, и Он это прекрасно видел и знал. Но Он увидел в этой грешнице гораздо больше, чем могли увидеть другие люди. Дело в том, что у неё в душе была искорка, зацепочка, за которую можно было ухватиться. А у многих праведных людей не было внутри такой зацепочки! И поэтому Спаситель с этой самарянкой беседовал.

На этом месте, над колодцем Иакова, сейчас стоит храм. Его начал строить наш царь-мученик. Он благословил денежки для строительства, но потом началась Первая мировая война, и тут уж было не до храма. Этот храм был построен уже в новейшее время, в семидесятые — восьмидесятые годы. Он прекрасный, благолепный, и вокруг него — настоящий оазис.

Служить в этом храме небезопасно. Сейчас там служит старец Иустин, ему уже много лет, где-то восьмой десяток. До него там служил отец Филумен — грек, как и отец Иустин. Отца Филумена убили, и не просто так, а ритуально. Его мощи очень быстро заблагоухали, и сейчас он причислен к лику святых. На старца Иустина было уже семнадцать покушений. А он ростом маленький, но настоящий воитель! Он хватает то, что ему под руку подвернётся — например, подсвечник, и р-раз по башке тому, кто на него нападает! Он говорит: «Я не боюсь смерти, потому что я – хранитель этого святого места. Если меня убьют — значит, я ко Господу пойду».

В этом храме и иконы замечательные есть, и мозаики на полу, но не хватает иконы святых царственных мучеников. Не успел я об этом подумать, как ко мне подходит одна наша прихожанка и говорит: «Батюшка, я нашла на полу две бумажки по пять долларов. У всех спрашиваю — никто не сознаётся, чьи деньги». Потом подходит еще одна прихожанка и протягивает мне другую скомканную, грязную бумажку — уже десять долларов! Она нашла её на выходе из монастыря, под ногами валялась. В автобусе я спрашиваю в микрофон: «Кто деньги потерял?» Все молчат. И тут меня осенило. Я говорю: «А давайте эти деньги положим в фонд написания иконы царственных мучеников для этого храма на Святой Земле!». И все так обрадовались! Стали какие-то денежки от своих малых крох отщипывать.

Удивительно вот что. Уже во второй день наши бедные прихожане потратили все свои сбережения, но на третий день у них опять откуда-то появились деньги. На четвёртый день окончательно всё потратили — но на пятый день деньги опять появились! Таким образом, произошло чудесное приумножение денег на Святой Земле, как некогда — чудесное приумножение рыб и хлебов.

Тогда мы подумали: а почему бы нам не продолжить сбор средств здесь? Сейчас я на сцену выставлю мешок с табличкой: «На царскую икону для Святой Земли». Вдруг кто-нибудь восхощет туда маленькую лепту положить – может быть, хотя бы 10 рублей. И я почему-то надеюсь, что у этого доброго человека впоследствии тоже будет приумножение денег в кошельке».

Отец Андрей действительно поставил на сцене полиэтиленовый мешок, и в течение всего вечера к нему потихоньку подходили зрители со своими лептами. А батюшка продолжал читать стихи и рассказывать.

«Одному паломнику я сказал: "На Святой Земле чтоб не курил!.." Он мне ответил: "Не буду". Потом смотрю — а он с сигаретами. "Как же так, обещал на Святой Земле не курить!" "Я на Святой Земле не курю! Я в Израиле курю".

На Святой Земле мы видели необыкновенную доброту — в первую очередь, арабов: и православных, и не православных. Видели необыкновенную приветливость, готовность помочь, поддержать. Если мы у кого-то спрашивали путь, они были готовы нас всей толпой провожать.

С братьями евреями мы как-то не общались, но наша гид рассказывала потрясающие случаи. Например, как в одной группе кто-то сломал руку или ногу, а день был субботний, когда правоверным иудеям не полагается даже делать больше определённого количества шагов. Несмотря на это, врач не только пришел, оказал помощь и принёс медикаменты, но и от денег категорически отказался. "У него шестигранник на груди, как у правоверного иудея, а у меня крест православный, - рассказывала Лия. – Я плачу от растроганности, а он светится — от того, что бескорыстно помог. Мы обнялись и поклонились друг другу". Слава Богу, доброты человеческой очень много на планете. Человек может быть и не православным, но являть любовь — и не на словах, а действенную любовь, помощь, самоотверженность. А мы часто этого не имеем и впадаем в такую же гордыню, в какую иудеи в своё время впали.

… На Святой Земле – лето, и наши костромичи погружались в святые воды реки Иордан, в Галилейское море. Для наших масштабов это, конечно, не море, а озеро. Да и Иордан — небольшая совсем речушка. А в последний день нам дали отдохнуть два часа на Средиземном море, и все уж так набултыхались!

Потом вернулись домой — а тут холодно, хотя почему-то ещё не зима. И вдруг я получаю эсэмэсочку от одной из прихожанок: "Как дома хорошо! Какая у нас благодать!.." Я так обрадовался!..»

Может быть, слово «артистизм» не совсем уместно, но отец Андрей читает стихи по-настоящему хорошо: искренне, горячо и очень по-юношески. А перед тем, как прочитать одно из последних стихотворений, батюшка сказал: «Если я буду слишком сильно вопиять, прошу меня простить!». Это было стихотворение «Лазарь», которое завершает сборник «Каждение».

У Христа был друг Его, Лазарь.
Стал тот Лазарь смертельно болен.
А Христос не спешил на помощь,
Как-то странно промедлил Он.
И пришёл, когда тот уже умер
И четвёртый день был во гробе,
И уже был изъеден тленьем...
Но Христос возле гроба встал
И воскликнул, как власть имущий,
И воскликнул: «Лазаре, выйди!», -
Так воскликнул, что ад разверзся,
Лазарь вышел живым на свет...

Точно так же народ наш русский,
Сербский, греческий ли, грузинский, -
Так вот весь народ православный,
Точно Лазарь, друг для Христа.
А уже нам готовы гвозди,
И уже нас в гроб загоняют,
И уже нас похоронили,
И давно заколочен гроб...
Молим мы, а Господь всё медлит.
Молим мы, а Господь всё медлит.
Молим мы, а Господь всё медлит,
Не спешит к нам на помощь Он...

… Даже если нас в гроб загонят,
Даже если нас заколотят,
Даже если нас закопают,
Всё равно к нам Христос придёт!
И воскликнет: «Русским на выход!»
И воскликнет: «Сербы, на выход!» -
Так воскликнет, что будет Пасха,
Свет какой ещё не видал!


Записала Ольга Надпорожская
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Последние комментарии
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Hyuga
01.07.2022 23:09
Чехарда с переименованиями
Новый комментарий от Олег В.
01.07.2022 21:55
За что мы воюем?
Новый комментарий от Марфа Зотова
01.07.2022 21:32
Зачем покинули остров Змеиный?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
01.07.2022 19:36
«Восстановление невозможно без строительства»
Новый комментарий от Тюменец
01.07.2022 16:43
Признать Украину террористическим квазигосударством
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.07.2022 16:33