«Сегодня Россия – государство с сырьевой экономикой. Тем не менее, наметились тенденции к изменению ситуации. Это подтверждает Президент РФ Владимир Путин: "Нельзя строить дальнейшее стратегическое развитие страны только на экспортно-ориентированных отраслях". В России произошла путаница понятий: не нефть и газ – национальное достояние страны, КУЛЬТУРА – национальное достояние страны! Отечественное кино в нашей стране практически исчезло. Доверие зрителя утрачено, прокат национального кино – минимальный. Фильмы снимаются к "великим датам" и к праздникам. Исчезающим видом стало авторское кино. Полностью отсутствует детское кино», - пишет в своем блоге Ю.Грымов.
«Если цель государственной кинополитики – прокормить любимых продюсеров и режиссеров, прокатывать для галочки пятнадцать-двадцать фильмов в год, додушить киноотрасль, то БОГ ВАМ СУДЬЯ, господа! Но если мы хотим возродить российское кино (стоит признать, что – уже не сохранить!), необходимо защищать ВСЕ кино, обеспечивая равные возможности всем, поскольку мы сейчас не вправе решать, кто станет следующим Эйзенштейном и Тарковским, а кто – нет», - убежден режиссер.
В реформах, которые сейчас проводятся, отмечает Ю.Грымов, нет стратегической идеи, нет комплексного подхода: «Пора перестать обманываться статистикой: по последним данным – прокатная доля отечественных картин составляет 16% по итогам года. Но что составляет львиную долю этих процентов? Несколько новогодних картин с неимоверными рекламными бюджетами (в которых тоже нет экономики)? Давайте посмотрим статистику, как представлено российское кино на киноэкранах с периодичностью раз в месяц. И тогда станет понятным, что российского кино практически нет, и отечественное кино – это 10%, а 90% проката приходится на иностранные картины (в основном, американского производства)».
В связи с этим, считает эксперт, необходимо упразднить избирательное государственное финансирование компаний, т.к. «семь или восемь прекрасных дорог не смогут решить транспортную проблему». «Инструментом решения указанных задач является принятие НОВОГО ЗАКОНА о кино, который будет поддерживать киноиндустрию от зарождения идеи до проката фильма», - убежден режиссер.
Главную идею нового закона Юрий Грымов видит в том, чтобы «исключить кино из категории ПРОПАГАНДЫ и заявить о нем, как о КУЛЬТУРНОМ ДОСТОЯНИИ и НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ». «В чем стратегия? В комплексном подходе, который базируется на опыте таких стран, как США, Франция, Германия и т.д.» - пишет он.
Для этого Ю.Грымов предлагает ряд следующих мер:
«1. Вернуть НДС на кинотеатральный прокат иностранных фильмов. Собранных средств будет достаточно не только на финансирование дебютных фильмов, но и на систему кинообразования. Сегодня годовые кинотеатральные сборы доходят до 35 миллиардов рублей в год (!), и доля иностранных картин на российском рынке составляет 84%.
2. Поручить Департаменту кинематографии Министерства культуры РФ регулировать репертуар кинотеатров, чтобы зрителю был доступен полный спектр картин. Установить правило, чтобы на нескольких экранах мультиплексов не показывался один и тот же фильм.
3. Обязать телеканалы, показывающие более 50 фильмов в год, вкладывать не менее 5% от оборота, а телеканалы, показывающие более 500 фильмов в год, вкладывать не менее 15% от оборота, – в отечественное кинопроизводство. Причем, обращаться они должны к независимым продюсерам, тем, кто не сотрудничает с телеканалами на постоянной основе.
4. Ввести новую систему распределение доходов производитель/кинотеатр. Сегодня это 50/50. Установить в первую неделю проката – 70/30, во вторую – 60/40, в третью – 50/50, в четвертую – 40/60, далее – 30/70. Это необходимо для увеличения продолжительности проката фильмов, чтобы зритель успел посмотреть фильмы, а прокатная компания и кинотеатр были в этом заинтересованы.
5. КВОТИРОВАНИЕ для показов национального кино в размере не 30%, а 40%! Но в эти 40% на первом этапе должно входить европейское кино, поскольку российское кинопроизводство не обеспечит заполнение квоты. Европейское кино ближе по ментальности к российскому, чем американское.
6. Обязать мультиплексы (кинотеатры, более чем с 4-мя залами) иметь минимум один зал национального кино.
7. На первом этапе Министерству культуры РФ доплачивать 30% кинотеатрам в качестве компенсации за сниженные сборы с проката российских картин.
8. Разработать прозрачную, открытую систему грантов Министерства культуры РФ. Публикация списков комиссии с открытым голосованием, – ничто не должно быть инкогнито.
9. Государственным банкам разработать льготную кредитную линию для кинопроизводственных компаний.
10. Обеспечить рекламную поддержку со стороны государственных медиаресурсов (где доля участия государства от 51%). На этапе реанимации отечественного кино – бесплатная реклама выходящих в кинотеатральный прокат фильмов! (…)
11. Ввести уроки кино в школах – по принципу уроков пения/ рисования, – с 5-х классов, факультативно. Помимо культурного киновоспитания, это обеспечит работой ветеранов кино, которые могли бы приходить в школы на мастер-классы. Сотня лучших фильмов, которые сейчас отбирают для просмотра в школах, – мера явно недостаточная, и быстро себя исчерпает.
12. Дать новую жизнь библиотеками (особенно в регионах): наряду с книжным фондом создать фильмовой фонд, создать абонементную систему и цифровые мини залы для коллективного просмотра. Представлять весь спектр российских картин, включая современные фильмы.
13. Исполнительной власти решить проблемы DVD-пиратства. Разработать и привести в исполнение уголовно-правовые нормы в области нелегальных просмотров и скачиваний в сети Интернет. Обеспечить практику легального скачивания за небольшую оплату, обеспечить контроль за этим.
14. Творческие киносоюзы превратить в профсоюзы, чтобы они защищали права отрасли, права начинающих кинематографистов и ветеранов кино.
15. Законодательно запретить чиновникам публично судить о фильмах, опираясь на свой личный вкус. Нельзя допускать «вкусовщины» людей, которые в нашем государстве имеют столь мощные рычаги влияния.
16. Сохранить за государством право размещения государственного заказа на производство фильмов любой тематики, но с переходом 100% прав на снятые фильмы государству. Тем не менее, сам по себе госзаказ не имеет НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К КИНОИНДУСТРИИ. Задача государства не в том, чтобы напрямую финансировать производство фильмов, а создать такие условия, чтобы кинопроизводство в нашей стране было РЕНТАБЕЛЬНЫМ».
«Политическая воля, целенаправленная государственная политика и конкретные законы смогут решить задачу возрождения национального кино. И хватит говорить про убыточность российского кино! Если бы на отечественное кинопроизводство тратили столько денег, сколько на российский футбол, кинематографисты бы еще и на поле сыграли. Авторское, экспериментальное, детское кино по определению убыточно, но без них не может развиваться искусство кино. Для этой, "незащищенной" от свободного рынка, категории фильмов нужны особые условия, которые я готов отдельно прописать. Уважаемые коллеги – кинематографисты! В отрасли сложилась крайне тяжелая ситуация. Закрываются независимые студии, исчезают независимые продюсеры. Нельзя молчать! Пора заканчивать брюзжания в союзах и на кухнях о том, кто плохой, кто хороший. От каждого нужны конкретные идеи! Отечественное кино должно стать приоритетным по отношению к иностранному кино. Я уверен, произойдут глобальные изменения, и мы будем гордиться нашим кино, как и раньше», - заключает Юрий Грымов.