О том, каким образом следует объяснять пастве сложные моменты в богослужении, рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный православный пастырь, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г.Киева протоиерей Андрей Ткачев.
Разъяснение Божественной литургии - вещь необходимейшая, а вопросы могут возникать по форме исполнения этого труда. Если человек пришел молиться и слышит то, что он знает, конечно, ему досадно от прерывания, а если человек слышит то, что он не знает и слушает комментарии во время богослужения, то тогда цель достигается.
Надо объяснять литургию не во время богослужения, а вне литургического общения находить формы для разговора с людьми. Должно быть литургическое богословие для мирян, чтобы объяснить людям антифоны, смысл Символа веры, Евхаристии и т.д. Но есть ещё такой момент: на всенощной службе может быть произнесено от трех до пяти проповедей, между кафизмами, после чтения Евангелия и т.д., точно так же и во время литургии можно произнести несколько проповедей.
Проповедовать на литургии, однако, нельзя до совершения Евхаристии, останавливать и прерывать молитву до этого момента, мне кажется, нельзя. Это больше мешает, чем назидает. А вот в начале службы, после малого входа и в некоторых других местах можно останавливать богослужение и обращаться к людям с каким-то кратким словом по ходу службы, обращая внимание на какие-то моменты. Мы, безусловно, должны лучше относиться к службе и петь Богу нашему разумно, как сказано: «Пойте Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему пойте. Яко Царь всей земли Бог, пойте разумно» (Пс. 46, 6-7).
Неразумное участие в литургии - эмоционально окрашенное, но не обусловленное сознательной верой и знанием. Это лишает человека половины Божественных даров. Дух молится, а ум без плода. Лучше сказать пять слов умом, чем тысячу языком. Надо пропускать через разум все, что нам подарено Богом. Это очень важно. Сам труд хорош, можно спорить о его формах.
2. Re: Протоиерей Андрей Ткачев: Надо объяснять смысл богослужения вне литургического общения
1. Re: Протоиерей Андрей Ткачев: Надо объяснять смысл богослужения вне литургического общения