Седые львы против «белых тигров»<br>

Русский кинематограф перестаёт быть «домом ветра»

0
996
Время на чтение 4 минуты
Минувший год и первая половина нынешнего в российском кино скорее обнадёжили, чем огорчили. И это – радует. Пожалуй, самым знаковым стало то, что в схватку за отечественную историю вступили седые львы нашего кинематографа – Карен Шахназаров и Александр Бородянский. Нельзя сказать, чтобы этот многолетний дуумвират режиссёра и сценариста отмалчивался в прежние годы – одним из лучших фильмов о войне, снятых в последнее десятилетие, стала «Звезда» Николая Лебедева, которую продюссировал Шахназаров, а сценарий писал Бородянский. И вот – новый совместный фильм «Белый тигр».

Тем, кто читает титры и надписи на DVD-дисках, может показаться, что фильм этот имеет какое-то отношение к роману Ильи Бояшова «Танкист, или "Белый тигр"». Но это отношение будет примерно таким же, как у фильма «В бой идут одни старики» к книгам Резуна-Суворова или передачам Сванидзе.

История, рассказанная питерским историком (писателем он себя не считает) Ильёй Бояшовым, могла бы стать культовым текстом для любителей танковых компьютерных стрелялок - обилие танковых сражений, неимоверное количество марок отечественных, немецких и даже американских боевых машин, воюющих друг с другом, подробные характеристики танковых пушек и двигателей, словом сплошная бронетанковая благодать. Вещь, казалось бы, безобидная. Но, увы, сказалась первая и основная специальность автора, в своё время послужившего в обкоме КПСС, а последние десятилетия мирно преподающего историю. Разумеется, не просто историю, а «нужную» историю.

И эта «история» затмевает собой схватку чудом выжившего русского танкиста с потусторонним «Белым Тигром», неуязвимым призраком, терзающим наши наступающие войска.

Вот Бояшов пишет об освобождении Польши гвардейским экипажем: «горе было очередной служанке, которую хозяева забывали вместе со своим барахлом - ей тут же с порога задирали подол. Самым действенным способом расслабления панночек служило не столько змеиное пришепетывание похотливого сержанта, сколько показ грубовато сработанного, но в высшей степени надежного ППШ, при одном виде которого даже самые неприступные дамы проявляли в скидывании юбки и лифчика настоящую виртуозность. В компании с этим гарантом собственной неотразимости, Крюк вовсю пользовал на задворках девочек-подростков и их мамаш, не снимая палец с пускового крючка. Что касается барахла - "Валентайн" был заполнен уже под завязку».

Вот Красная Армия добралась до Германии: «Мерзости великого похода Третьей Танковой в который раз явились ему. Освещенный точно прожекторами, бьющим из зданий огнём, генерал вынужден был устремить взгляд в себя. Было от чего прятаться: бежали за «виллисом» истерзанные девушки: за ними гналась толпа победителей. Офицеры охраны, сорванными, на последнем пределе, глотками и выхваченными "ТТ" разгоняли пьяную рвань: сержанты и рядовые разбегались по улицам, чтобы собраться вновь. Женщины потрошились ими, как куры…»

И совершенно неимоверным чудом кажется, как из такого материала Карен Шахназаров и Александр Бородянский смогли сделать свою кинопритчу о Великой войне России и Запада! В очередной раз приходится вспомнить Ахматову: «Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» На этот раз из «сора» выросло настоящее русское кино.

Главную и самую непростую роль – роль чудом воскресшего и отныне одержимого свыше танкиста Ивана Найдёнова в нём играет Алексей Вертков, уже снимавшийся у Шахназарова в «Палате № 6». Небольшую, но, как всегда, заметную роль, роль начальника госпиталя, исполнил Владимир Ильин. Следует отметить и роль Г.К.Жукова, которую блистательно сыграл Валерий Гришко, уже отметившийся в этом сезоне превосходной работой над образом Патриарха Никона в «Расколе» Николая Досталя. Это именно тот Жуков, который властно заставляет сесть перед собой Кейтеля при подписании капитуляции. И ему веришь.

Пожалуй, самой большой находкой Бородянского и Шахназарова стал образ заместителя начальника контрразведки армии майора Федотова, который заменил «смершевца» с говорящей фамилией «Сукин» у Ильи Бояшова. Майор Федотов, пожалуй, единственный, кто понимает, какую войну ведёт Найдёнов с «Белым Тигром». И эта роль – очевидная удача Виталия Кищенко.

Сам «Белый Тигр», объявленный немцами «непобедимым триумфом немецкого духа», становится мистическим символом Запада, его-то и заставляет сначала дрогнуть, а затем и отступить «эксперементальная тридцатьчетвёрка» Найдёнова. Этот призрак может затаится на пятьдесят или даже на сто лет, чтобы потом появится в новом обличии: «Абрамса» или «Леопарда». И именно поэтому его нужно непременно сжечь. Мистическая война Найдёнова не прекращается и в победном мае 1945 года, его «эксперементальная тридцатьчетвёрка» исчезает вслед за угрюмым белым призраком.

Глобальность этого противостояния в фильме подчёркивает интервью Гитлера, якобы данное накануне падения Третьего Рейха. Дряхлеющий фюрер в нём признаётся, что Германия лишь попыталась осуществить то, о чём давно мечтала Европа: уничтожить евреев и подчинить себе огромный, непонятный и пугающий колосс на Востоке – Россию.

Разумеется, всего этого (как и многого другого) нет и не может быть в романе Бояшова по определению, но история, которую снимают Шахназаров и Бородянский – глубже и долговечней многочисленных «исторических однодневок», изготовляемых по заказу обкома. И не важно какого обкома: ленинградского или вашингтонского.

Кстати, фильмом «Белый Тигр» Карен Георгиевич Шахназаров сделал себе самый лучший подарок к 60-летию, которое выдающийся русский кинорежиссёр отметит в ближайшее время.

Алексей Шорохов, поэт, публицист, секретарь Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., Михаил:

Думаю, петь хвалебные песни такому фильму поэту-публицисту ещё можно (не мне судить), а вот публиковать на православном сайте как-то не пристало.

А по-моему, фильм отличный.Танковый бог тут вполне уместен. Может это так виделся Ивану Георгий Победоносец. Ведь такие войны идут и на земле и на Небе одновременно. Фильм многозначительный каким в свое время был "Город Зеро" того же автора. Не прост Шахназаров, ох не прост.

1. Не всё так гладко

Фильм смотреть было интересно, пока там не начал фигурировать "танковый бог" в гимнастёрке в окружении танков не то ангелов, не то просто обитателей танкового рая, точно не помню. Думаю, петь хвалебные песни такому фильму поэту-публицисту ещё можно (не мне судить), а вот публиковать на православном сайте как-то не пристало.
Михаил / 22.06.2012, 07:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Алексеевич Шорохов
Преподобный и Неудобный
Ко дню рождения Василия Шукшина
25.07.2025
Небесная покровительница русских операторов БПЛА
Неслучайно, что и сейчас, на фронте, мы наши беспилотники называем «птичками»
24.07.2025
«Нас от упёртой наивности вылечил коллективный Запад...»
О духовных смыслах нашего противостояния Евросодому
20.05.2025
Верую!
Публикация неизданного письма Шукшина
02.04.2025
Все статьи Алексей Алексеевич Шорохов
Последние комментарии
Библейский взгляд на сущность царской власти
Новый комментарий от Михайлов
14.12.2025 14:26
Еврейская община Земуна против Креста
Новый комментарий от Бузина Олесь
14.12.2025 14:15
Война двух образов России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2025 12:22
Плюс негрификация всей страны
Новый комментарий от Советский недобиток
14.12.2025 11:03
Марксизм и глубинная Россия
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.12.2025 10:26
Справедливость – лествица Любви
Новый комментарий от Александр Волков
14.12.2025 07:46
Почему русские ослабли?
Новый комментарий от учитель
13.12.2025 19:40