«Я человек, а нэ собака!»

В православном театре «Странник» состоялась премьера комедии «Профессор держит слово»

0
1298
Время на чтение 4 минуты
В апреле в православном театре «Странник» состоялась премьера спектакля Владимира Уварова «Профессор держит слово». Автор пьесы, Дмитрий Орехов, считает своё произведение комедией, но в нём, как в пьесах Гоголя и Чехова, слишком много болевых точек. И плакать зрителям хочется точно не реже, чем смеяться.

Тема пьесы предельно современна: это толерантность. Профессор Спартак Иванович Мякишев заведует кафедрой прав человека, и толерантность — основная тема его лекций. Как честный человек, он и в своей личной жизни воплощает принципы, которые преподаёт в университете. Когда за его дочкой Лялей начинает весьма агрессивно ухаживать «приезжий» по имени Султан, профессор больше всего боится оказаться нетолерантным. «Ты хочешь сказать, что приезжие – не люди? - вопрошает он жену. - А как же Зураб Соткилава и Валерий Гергиев?.. А может, у него и череп неподходящий?.. Ты прости меня, Зиночка, но это чересчур… Здесь уже видна определённая дорожка. И дорожка эта ведёт не куда-нибудь, а туда! К неонацизму!»

Когда остальным членам семьи профессора становится ясно, что Султан по-настоящему опасен для Ляли, её решают спрятать. Вместе со сводным братом она должна уехать из города и переждать неприятные «ухаживания» в селе Покровском. Когда девушка вместе с братом и матерью отправляется на станцию, напористый Султан навещает профессорскую квартиру.

Встретившись с «женихом» Ляли и обнаружив, что он мало похож на Валерия Гергиева, профессор впервые забывает о заповедях толерантности и становится живым человеком: «Что-о? Лялю тебе? А это видел? Вот, кукиш с маслом?» После чего следует действительно смешная сцена, во время которой профессор, юродствуя, вопрошает «приезжего»: «Сейчас ты мне за всё ответишь…11 сентября кто устроил?!. Где и когда ты вступил в Аль-Каиду?! Как зовут твоего командира?! Где террориста №1 прячете?! Или, может быть, вы его не прячете? А где же он? Может быть, его и нету совсем?! По телевизору показывают, а его и нету?!. А на президента Ингушетии кто покушался?! Не ты?! Откройся мне, я никому не скажу! А Грибоедова кто убил? Что, тоже скажешь - не ты?! А кто моей жене на рынке гнилые помидоры подсунул?! Тоже не ты?!»

Истерика правозащитника доводит Султана до слёз, и тут его искренне становится жалко — и профессору, и зрителям. Он рассказывает грустную историю своей жизни: в семье было десять детей... тяжёлая жизнь... дядя позвал на заработки в Россию... «Куда приехал? Зачем приехал? Всюду хожу-дрожу, слушай! Скинхедов боюсь, слушай! Все на меня косятся!.. Может, кожа у меня и чёрный, но душа у меня бэлый!» Расчувствовавшийся профессор берёт с Султана слово «держать себя в руках» и предлагает ему поехать на станцию попрощаться с Лялей. После чего «гость» звонит своим многочисленным братьям «с острыми ножами» и просит их срочно собраться на той же станции...

В финале профессор остаётся один: его отец, не выдержав, улетает в Гавану, Ляля не собирается возвращаться домой, жена хочет уйти. Оказывается, что человек, призывающий объединяться «всех со всеми», не может договориться с самыми близкими людьми. Сквозной мотив пьесы — это информационное сообщение о собаках, отравленных на бульваре Трудящихся. Вместе со всем обществом профессор Мякишев скорбит о погибших животных — и не видит, что происходит с людьми под самым его носом. Не зря и Султан в беседе с профессором несколько раз повторяет, что он «нэ собака!».

Спектакль «Профессор держит слово»В финале профессор называет «русским шовинистом» очень любопытного персонажа — дворника, дядю Рафика. В далёком прошлом он тоже был «приезжим», но почему-то призывает профессора в первую очередь «себя уважать», «стать русским». «Если мы дружно в одной стране жили, кто хотел всё уничтожить? Шайтан, вот кто! - вразумляет он и Лялиного брата. - А если теперь ты в доме своём человек, а в гостях – пёс бешеный, кому это нужно? Шайтану! А теперь скажи, душа моя, зачем они сюда едут? За деньгами?.. Но деньги – это тоже шайтан!»

«Силы добра» представлены в пьесе в лице Лялиного брата Пети и его товарища Тиши-Молчальника. Оба прислуживают в алтаре, но замечательно то, что их образы созданы не в розово-голубых тонах, а по-настоящему смешными. Тиша, например, буквально следует евангельской заповеди говорить только «да, да» и «нет, нет», а в более пространные разговоры вступает только по благословению духовного отца. Петя взволнованно рассказывает о том, как за Литургией он спас Святые Дары, когда священник упал в обморок. Ясно, что он видит в этом указание на своё «особое избранничество» и совершенно не беспокоится о батюшке, рухнувшем на пол. Вместе с Тишей он ходит на «марш против пива», а на трудные вопросы о церковной жизни неизменно отвечает: «Отцам виднее». В то же время несомненно, что и Петя, и Тиша — хорошие, нравственные ребята, гораздо более здравые, чем профессор. И верят они искренне — просто им слишком мало лет, и они горят огнём неофитства. Их образы написаны и сыграны очень честно, и поэтому - смешно.

Отсутствие «сусальности» и мёртвой догмы — одно из главных достоинств пьесы и постановки. Носителем «догмы» здесь является только противник Православия — профессор Мякишев. Конечно, актёр Сергей Галустянц попытался внутренне оправдать своего героя. Ему это удалось, поэтому в финале становится жалко и профессора. Но всё-таки догма искажённой «любви к людям» уродует в этом герое всё человеческое, и будущее его сокрыто от нас за театральной завесой.

Ольга Надпорожская
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. ОПЕЧАТКА

Прошу прощения за ошибку: спектакль "СВИДЕТЕЛЬ", Д.Орехов. Православный драматический театр "Странник", ул.Цветочная, 16 (ст.м."Московские ворота")
Родион Романыч / 15.05.2012, 17:32

13. Ответ на 12., Александр Б. :

Впрочем, мне тоже не хватает. И тому подтверждение - мое сообщение, которое Вы сейчас читаете.

Александр, так Вы смотрели спектакль или нет, я так и не понял?.. Если все-таки не смотрели, но Вам, как и мне(Вы сами признались), НЕ ХВАТАЕТ КНИЖНЫХ ОБРАЗОВ,приходите в "Странник" и посмотрите спектакль. В ближайшее воскресенье 20-го в 19.00 там дают "Сидетеля" - пьеса Д.Орехова. Не думаю, что Вы пожалеете. Именно Вы, с вашим пытливым умом и нетеплохладным сердцем.
Родион Романыч / 15.05.2012, 17:13

12. автору(ам) комментариев 7-10

Уважаемый Родион Романыч! Суть моих вопросов сводится к простой мысли-вопросу: НЕУЖЕЛИ ВАМ НЕДОСТАТОЧНО КНИГ, КНИЖНЫХ образов? Позвольте отвечу (не только за Вас): не хватает. ПОКА не хватает... Впрочем, мне тоже не хватает. И тому подтверждение - мое сообщение, которое Вы сейчас читаете. Тема - многоплановая. Я просто дерзнул еще раз ее затронуть. Но, как вижу, лучше бы мне было не встревать. Благодарю Вас за Ваш(и) ответы(ы).
Александр Бутов / 15.05.2012, 16:26

11. 6. Павлу Тихомирову

Уважаемый Павел! Мне трудно ответить на Ваш вопрос. По ряду причин. Тем не менее: наверно, (теперь) всем персонажам "Ревизора". Но больше всех - автору, Николаю Васильевичу Гоголю. По поводу вменяемости. Без шуток. Последний вопрос к Вам (можете не отвечать): Вы ВПОЛНЕ уверены в своей собственной вменяемости? Что касается меня грешного, то я в своей личной вменяемости очень и очень сильно сомневаюсь. Такие дела. Спасибо Вам за ответ.
Александр Бутов / 15.05.2012, 16:17

10. Re: «Я человек, а нэ собака!»

Хочется поблагодарить и поддержать молодого драматурга Д.Орехова, это его, если не ошибаюсь, третья пьеса, две из которых поставлены в «Страннике», тоже еще молодом театре. Думается, что в данном случае мы имеем дело с удивительным альянсом театра и драматурга, очень ценным в наше время, такое случается только промыслительно. ТВ - 5 канал о «Профессоре…»: http://www.newstube.ru/media/trudnuyu-zhizn-gastarbajtera-ponyali-v-peterburge
Родион Романыч / 15.05.2012, 10:03

9. Ответ на 3., Александр Б. :

(3)... кому и/или чему Вы будете сопереживать (душевно)? Опять же Вы, видимо, намекаете на главного героя: как, дескать, можно сопереживать такому чудовищу? Ну, во-первых, кроме самого профессора в пьесе есть и другие персонажи. А во-вторых, разве Вы сами не будете сопереживать человеку, попавшему в беду? Но в беду и в пьесе, и в спектакле попадает не только и не столько Ляля, и все, кто любит ее (у них есть силы и возможности защитить себя и своих близких), сколько сам профессор, находясь в плену бредовых идей. Он сам себя лишил возможности защищать своих близких и в этом его трагедия. Разве не вызывает жалость человек, который сам себя оболванил? Но мы видим, что ближе к концу спектакля и сам профессор тяжело, но все же начинает прозревать: «толерантность – это такое!.. какая чушь!». То есть сам носитель либеральных идей-технологий обличает их. Я думаю, что в данном случае за него (и вместе с ним) можно немножко и порадоваться. А когда он после кошмарного сна снова начинает собирать карточки и посочувствовать ему: ну что же ты опять делаешь?! И т.д. Мы видим на протяжении спектакля крах человека, попавшего в лапы такого страшного зверя, как современные либеральные политтехнологии. Разве не жалко?
Родион Романыч / 15.05.2012, 09:32

8. Ответ на 3., Александр Б. :

(2) Что же все-таки удалось... актеру Сергею Галустянцу? Или это только ПОКАЗАЛОСЬ (Вам и кому-то еще)? Вы, Александр, здесь, видимо, намекаете на слова Ольги о том, что С.Галустянц «попытался внутренне оправдать своего героя». И в этом Вы видите большой минус: вот, дескать, оправдали то, против чего ставили: толерантность. Но Вы ведь, наверное, не хуже других знаете, что «наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы». Т.е. обличая грех, мы с Вами, как православные христиане, не судим человека, совершающего его, а напротив – сострадаем такому человеку, погрязшему в заблуждениях. Вот и С.Галустянц, следуя русской театральной школе, попытался вызвать в зрителе сочувствие к человеку, запутавшемуся в сетях современных либеральных идеологий. Но это лишь сильнее подчеркивает коварность и опасность, исходящие от современного толстовства, губящего людей, а отнюдь не оправдывает толерантность.
Родион Романыч / 15.05.2012, 09:26

7. Ответ на 3., Александр Б. :

(1) Не кажется ли Вам несколько диковатым это словосочетание: ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕАТР? Не кажется… Как не кажутся диковатым словосочетания: «святитель – драматург» (свт.Дмитрий Ростовский, к которому можно еще отнести словосочетания: «святитель – режиссер» и «святитель – покровитель и наставник театральных школ»), «митрополит – основатель и создатель театра» (просветитель Сибири, митрополит Тобольский Филофей (Лещинский), которого принято считать создателем сибирского театра и основателем Тобольского драматического театра). А также и такие словосочетания, как: «духовный театр» (театр, существовавший в семинариях и духовных школах в России с середины 16 в., в котором ставили спектакли на библейские сюжеты священники, а играли семинаристы), «монах-драматург» (Симеон Полоцкий) и т.д. И в наши дни архиереи весьма благосклонно относятся к современному театру православной направленности, а некоторые владыки не только благословляют, но даже участвуют в создании таких театров (Ижевский Молодежный православный театр «Странник», Волгоградский православный театр «Благодатное небо, Православный театр «Путник» и т.д.)
Родион Романыч / 15.05.2012, 09:06

6. Ответ на 3., Александр Б. :

кому и/или чему Вы будете сопереживать (душевно)?

сопереживать не буду, но буду демонстрировать проявление доведенной до логического конца идеологии толерантности знакомым чиновникам и вменяемым учителям. А то у нас в провинции народ многого еще не знает. К счастью или к сожалению. Вам встречный вопрос: в "Ревизоре" Вы кому сопереживаете?
Павел Тихомиров / 15.05.2012, 04:52

5. Re: «Я человек, а нэ собака!»

Павел Тихомиров, а почему нет? Напишите, пусть снимут и зальют на ютуб или вимео людям на радость.
рудовский / 14.05.2012, 18:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.04.2024 02:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04