Нужен ли выходной на Радоницу?

Православные священнослужители о предложении сделать день поминовения усопших всероссийским нерабочим днем

0
507
Время на чтение 6 минут
Во вторник, третий день Фоминой недели, Русская Православная Церковь отмечала Радоницу – день поминовения усопших. В восьми регионах России, а также многих городах Радоница объявлена нерабочим днем в качестве так называемого дополнительного праздника (такая возможность записана в п.7 ст.4 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»), сообщает Regions.ru.

Губернаторы Краснодарского края, Саратовской, Брянской, Кемеровской, Волгоградской, Оренбургской областей, а также главы Карачаево-Черкесии и Адыгеи уже несколько лет предоставляют жителям возможность вспомнить об умерших родственниках, посетить их могилы и привести их в надлежащие состояние. Радоница также признана нерабочим днем в Белоруссии и в Молдавии (где она отмечается в понедельник, как, кстати, и в Краснодарском крае).

Между тем, отмечает издание, современная молодежь стала реже посещать могилы умерших родственников. Социологи связывают это с кризисом семьи и семейных ценностей и распространением потребительской идеологии в стране. К тому же из-за уничтожения русского села традиция почитания родственников пресеклась в России гораздо сильнее, чем в Белоруссии и на Украине. Поэтому всероссийский выходной день на Радоницу мог бы стать очень важным шагом на пути духовного возрождения страны.

В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям со следующими вопросами: Следует ли сделать Радоницу выходным днем? Устраивает ли вас то, как российская молодежь относится к памяти умерших родственников?

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, признал, что «у нас действительно в значительной мере утрачено почитание старших, уважение к предкам и истории». «Это необходимо возрождать всерьез», - уверен он. «Мне кажется, дело не в том, что Радоница не выходной, а в том, что наша система образования страдает существенными пороками. Ведь эта память, уважение и преклонение перед подвигом и доблестью предков должны прививаться в семье и на уроках литературы и истории. Человек должен ощущать связь с предками: не было бы их, не было бы и нас. Неблагодарность в отношении предков – одна из самых отрицательных черт характера. А просто объявить Радоницу выходным днем – это ничего не даст. Воскресенье у нас выходной – это же не значит, что все в храм идут. Праздник тогда праздник, когда именно ради него мы оставляем все остальные дела. Если это будет обычный выходной, то это будет просто очередная "расслабуха", которая приведет не к повышению благочестия, а к повышению употребления алкоголя. На мой взгляд, это была бы неправильная мера. Так мы духовную традицию не восстановим», - считает отец Александр.

Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский в свою очередь заметил, что тот, «кто не почитает живых родственников, - не будет почитать и умерших. Сделать же Радоницу имеет смысл только если совместить это решение с соответствующими просветительскими мероприятиями». «Отношение молодежи к усопшим – это следствие общего кризиса семьи и отношения к старшему поколению. Началось все во времена СССР, за счет разрыва поколений и неуважения к живым и близким родственникам. Без восстановления уважения к старшим изменить ничего не получится. Сегодня в СМИ, в культуре пропагандируется молодость как идеал: если раньше молодые пытались походить на людей старшего поколения, то сейчас – наоборот. Иногда это выглядит комично, а иногда грустно. Строго говоря, Радоница не праздник – это день поминовения усопших. Люди все равно едут в этот день на кладбища, идут в храмы, им приходится прогуливать работу, учебу – так почему бы не сделать этот день выходным? Напротив того, массовая практика посещения кладбищ на Пасху не является православной традицией и противоречит празднику», - отметил он.

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова полагает, что «у нас и так слишком много выходных»: «Если бы наша жизнь была полностью переведена в религиозный контекст, тогда другое дело. Тогда выходные действительно можно устанавливать по церковному календарю. Но у нас совсем другая ситуация. Сначала надо выстроить жизнь в соответствие с религиозными принципами, а потом уже думать о выходных. Для тех, кто живет в церковном литургическом пространстве, это второстепенная проблема». «Вот что у молодежи нет должного уважения к предкам, к нашей истории, - это действительно серьезно. Это сказываются недостатки системы образования и воспитания, и над этим надо серьезно задуматься. Но это лишь одно из проявлений неудовлетворительного духовно-нравственного состояния всего общества. С помощью дополнительного выходного дня эту проблему не решишь, даже если его официально объявить, например, Днем памяти. Самое главное - это созидательный, общий молитвенно-покаянный труд. Будем духовно трудиться, - тогда, Бог даст, выйдем из духовного кризиса, очнемся от беспамятства», - уверен пастырь.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, также отметил, что «важно не то, выходной ли день, а наполнен ли он внутренне, есть ли у него особый смысл. У нас в стране есть несколько праздников, которые никто не празднует, хотя эти дни и выходные». «Выходной на Радоницу, конечно, порадует тех, для кого это день посещения могил усопших близких. А для остальных это будет просто повод поднять рюмку – которых и без того предостаточно. Думаю, тут необходимы социальные исследования. Так что я бы предложил там, где посещение кладбищ распространено, Радоницу сделать выходным, а где традиция утрачена или почти утрачена – выходной устраивать не для кого. Думаю, не мешало бы Церкви вместе с обществом и государственными структурами поработать над тем, чтобы наполнить этот день дополнительным смыслом: организовать встречи со священниками, проводить лекции, транслировать передачи в СМИ, которые могли бы людям объяснить смысл Радоницы и важность дела души живой – помнить об усопших», - предложил он.

«Что касается молодежи, то там, где любят и помнят умерших, молодые люди и так посещают могилы и служат панихиды. А в целом, если у нас молодежь перестала ездить на кладбище в знак почтения к старикам, значит семья и любовь поугасли в их сердцах», - заметил он. «И еще меня тревожит романтизация "готических" образов: игры в вампиров, оборотней, приведения видятся подросткам невинной забавой, а кладбища – этаким щекочущим нервы соседством с потусторонними силами. Поэтому если молодежь будет посещать могилы в память о близких - это одно, а если будет собираться там ради ролевых игр с вампирами и привидениями, то никакого выходного дня не надо», - заключил он.

Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном убежден в том, что Радоница обязательно должна стать официальным выходным днем: «В советское время произошло смешение праздника Светлого Христова Воскресения с поминовением усопших, возникла традиция посещения кладбищ на Пасху. Произошло вынужденное наложение одной традиции на другую. Во многом эта ситуация сохраняется и в наши дни. Это нужно объяснять. Поэтому выделение в календаре Радоницы именно как дня поминовения усопших было бы правильным. Это могло бы восприниматься как своеобразный шаг к восстановлению памяти, связи человека с его предками, восстановлению семейных традиций. Это имело бы важное значение и для воспитания подрастающего поколения, приобщения его к семейным ценностям. Празднование Радоницы как семейного праздника – памяти об усопших предках – очень важно выделить в календаре. Важно, конечно, не просто сделать этот день выходным, но объяснить его значение. Такую инициативу я бы поддержал».

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области заметил, что «с точки зрения верующих, наверное, более актуальным для них было бы выделение дней Страстной и Светлой седмицы, хотя бы Великого четверга и Страстной пятницы». «Мне кажется, что будет неправильно, если это будут рабочие дни, а Радоница – выходной. Это явный перекос и нарушение логики», - обратил внимание священник.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии отметил, что Церковь поддержит любое приспособление гражданского календаря к нуждам верующих. «Сделать церковный праздник государственным выходным днем – это не только русская традиция, но и традиция всего мира. К примеру, в большинстве цивилизованных стран Великая пятница является выходным днем, а у нас до сих пор нет. Рождество стало выходным - и все. В этом направлении надо работать», - заметил он. «Исправить ситуацию с молодежью куда труднее. Для этого нужно возрождение и духовное оздоровление общества. Очевидны трудности, с которыми приходится сталкиваться: различные социальные процессы, экономические проблемы и безобразия в сфере СМИ. Информ-агрессия хуже всего воздействует на молодежь. Чего ждать, если дети и подростки питаются той помойкой, которую им предлагают ТВ, Интернет и похабные журналы? Если так все и будет продолжаться, то к достижению сознательного возраста многие из них уже станут духовно-нравственными инвалидами, а достичь нравственной зрелости им будет очень трудно», - заключил он.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Александр Волков
11.12.2024 09:02
Аргументы сторонников «похабного мира»
Новый комментарий от Сергей из НН
11.12.2024 09:01
Голодомор на Украине – это выдумка врагов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
11.12.2024 08:58
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Виктор Фролов
11.12.2024 08:56
Возродить стройотряды!
Новый комментарий от Александр Волков
11.12.2024 07:47
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от С. Югов
11.12.2024 07:40
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
11.12.2024 06:48