itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Необходимо на государственном уровне принять проект под названием "Русский мужчина"»

Православные священнослужители о необходимости менять отношение общества к отцовству

0
667
Время на чтение 6 минут
Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, выступая на первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защите материнства, отметил отсутствие положительного образа семьи в информационном пространстве, сообщает Regions.ru. «Но к сожалению, ситуация еще хуже, чем было сказано, поскольку не только отсутствует положительный образ, но и попытки его создания вызывают вопросы. Там, где происходит попытка создания положительного образа семьи, делается справедливый акцент на материнстве, но вообще нет акцента на отцовстве. Даже на визуальном уровне: огромный плакат, "стране нужны ваши рекорды", все очень прямолинейно — и изображена женщина и трое детей. А папы нет. Где отец, если мы говорим о создании положительного образа семьи? Если мы опираемся на привычную установку, что папа где-то работает, а мама воспитывает детей, то сегодня она будет очень плохо воспринята при современном отношении женщины к профессиональной реализации. Можно, конечно, спорить, хотя это уже вполне определенная данность. Поэтому мне кажется чрезвычайно важным сейчас акцент на теме отцовства», - сказал он.

Как отмечает издание, за ХХ век в России полная семья, где дети растут с родными отцом и матерью, стала скорее исключением, чем правилом. Первая мировая, Гражданская, сталинские репрессии, Великая Отечественная не щадили никого, но все же преимущественно выбивали мужчин. А затем, начиная с 1960-х, общество стало все легче относиться и к разводам, и к матерям-одиночкам, так что отец становился «необязательным» членом семьи.

В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросом: Можно ли изменить отношение общества к отцовству?

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает что православным следовало бы начинать с себя: «Ведь у нас уже создана сеть именно православных средств массовой информации, православная литература выходит огромными тиражами. И где же у нас те произведения, о которых говорит Владимир Романович? Конечно, мы должны в первую очередь сами решить эту проблему. Эта проблема должна обсуждаться и на конференциях, и на совещаниях. Эта задача должна стоять перед церковным сообществом».

«Я не думаю, чтобы в мусульманских странах, где, как правило, крепкие семьи, специально снимали фильмы и писали книги о роли отца в семье, - продолжил священник. - Их не было и в православной Руси, где практически каждая семья была многодетной. Так что в здоровом обществе этой проблемы не существует. Само собой разумеется, что все семьи в нем нормальные. А если общество нездоровое, то нужно бороться с общественными язвами, которые препятствуют созданию больших семей». «Это проблема комплексная. Если в обществе разруха, если в нем царствуют коррупция, порок и разврат, то все это, безусловно, отрицательно сказывается на семье. Думаю также, здесь будет уместна и параллель с животным миром: как известно, многие животные в неволе не размножаются. Люди, конечно, не животные, но здесь есть, над чем задуматься», - заметил он.

Главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский заметил, что в традиционной семье мужчина рассматривается не как неотъемлемая часть, а как глава, вокруг которого строится вся семья. «Действительно, в XX веке, и это касается именно нашего государства, авторитет отцовства стал утрачиваться. Это связано еще и с тем, что у мужчин в СССР исчезла возможность реально хозяйствовать. У него не стало своего дела, собственности - и это важный момент, который подорвал веру мужчины в самого себя. Сегодня же воспитанием мужчин продолжают заниматься в основном женщины», - заметил он. «Мне кажется, необходимо на государственном уровне принять проект под названием "Русский мужчина": без специальный усилий в этом направлении что-то изменить вряд ли удастся. Необходимо создавать положительный образ мужчины-семьянина. Сегодня его практически ограничили функцией "добытчика", и непонятно, чем это отличается от выплаты алиментов. Многие мужья не понимают, что еще от него хочет жена, кроме зарплаты, которую он принес. А необходимо поиграть с ребенком, построить вместе планы и подумать над проблемами не материальными, а психологическими, на духовном уровне». «Надо привлекать мужчин к работе в сфере среднего образования. К примеру, я работал в средней школе, где соотношение мужчин и женщин было равным. И это кардинальным образом влияло на воспитание мальчиков. Само присутствие мужчины в жизни школьника может сделать очень много. Сюда же относится поддержка внешкольного образования: различных секций, кружков, клубов и привлечение мужчин на должность педагога. Необходимо дать возможность мужчинам работать и зарабатывать. И, безусловно, надо выпускать специальные фильмы и книги, где героями были бы достойные отцы», - заключил он.

Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря согласился с тем, что проблема существует, «причем уже и в православном информационном пространстве». «Ведь у нас уже давно русская женщина и коней на ходу останавливает, и в горящую избу входит. А мужчины то на войне, то в повальном пьянстве», - заметил он. «Конечно, надо как-то формировать положительный образ отцовства. Ведь есть у нас прекрасные традиционные многодетные семьи, в которых отец действительно глава семьи. Но у нас сейчас в принципе в обществе почти напрочь отсутствует представление о нормальной семье. И само общество, к сожалению, этой темой не очень обеспокоено. Поэтому, конечно, эту тему надо поднимать и обсуждать. В первую очередь надо восстанавливать наши традиции. Правило "отец - глава семьи" часто понимают так, что, мол, мужчина – этакий командующий. Но оно же формулирует не столько права, сколько обязанности: мужчина в первую очередь несет ответственность за свою семью как за малую церковь, общину. Поэтому так важно реабилитировать образ отца в нашем обществе», - сказал пастырь.

«Действительно и в художественной литературе, и кинематографе есть очень яркие образы и солдата, и труженика. А вот такой же образ именно отца не создан. Но мне кажется, что в обществе все-таки надо в первую очередь восстанавливать положительный образ нормальной традиционной семьи, в которой каждый элемент имеет свое особое значение и при этом выстраиваются гармоничные отношения. В современном общественном сознании традиционные ценности вообще и семейные в частности, увы, не очень ценятся. Сейчас у людей на первом месте карьера, личное благополучие. О семье человек задумывается в лучшем случае, когда он всего этого уже достиг», - заключил отец Гермоген.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что, к сожалению, в полных и хороших семьях тоже вырастают «трудные» дети: это случается даже в семьях священников. «Главное, чего сегодня не хватает в семейной жизни – это супружеской верности: принимать супруга таким, какой он есть, заботиться о нем и просить у Бога, чтобы он постепенно исправил его. Для меня примером служат слова митрополита Вениамина (Федченкова) о святом праведном Иоанне Кронштадтском, который более 60 лет прожил со сварливой женой. И эту жизнь с трудной по характеру супругой митрополит поставил выше всех чудес отца Иоанна, которыми мы восторгаемся», - сказал он. «Дети очень часто воспроизводят семью на тех же основаниях, которые они видят у своих родителей: сколько мы слышим от разведенных матерей-одиночек, мол, меня мать одна воспитала и я воспитаю, то есть мужчина превращается в самца-производителя и не более того. А если женщина не любит своего мужа, то она жалуется порой на такие пустяки, что становится смешно», - заметил священник.

«Безусловно, есть "Основы Социальной концепции РПЦ", по которым разрешены разводы в случае побоев, неистребимого пьянства. Но каждый раз мы должны начинать правильно свою жизнь, ведь и мужчины пьют оттого, что они хотят себя реализовать и не могут этого сделать, либо оттого, что в семье нелады, и мужчина пытается спрятаться от этой боли и неустроенности с помощью алкоголя. Семейное счастье – это всегда продукт общих усилий – отца, матери и всех членов семьи. Все должны работать над тем, чтобы семья была великой драгоценностью, которую нам дал Бог», - заключил священник.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, также согласился с тем, что отцовство в нынешнем обществе недооценивается. «Я думаю, что в основе этого отношения лежит современная судебная практика: при разводах и в других судебных делах, связанных с семьей, судьи однозначно отдают предпочтение матерям, а отцы всегда проигрывают - по умолчанию, автоматически. По букве закона они имеют равные права, а на самом деле почти никогда ребенок не может остаться с отцом. Даже если ребенок прямо заявляет о таком желании и при полной возможности со стороны отца содержать ребенка, предпочтение судьи, как правило, представителя женского пола, отдается матери. Как мне кажется, это один из важнейших факторов того, что институт отцовства низведен до такой незначительной, почти ненужной, только вспомогательной роли. Такая практика, безусловно, является ущербной и несправедливой», - заключил отец Тихон.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Последние комментарии
Чехарда с переименованиями
Новый комментарий от Олег В.
28.06.2022 21:45
Адмирал Колчак: жизнь и смерть за Россию
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.06.2022 21:01
О Промысле Божием и «екатеринбургских останках»
Новый комментарий от Человек
28.06.2022 20:44
Перенос столицы на Восток
Новый комментарий от Адриан Послушник
28.06.2022 20:39
«Только враг укажет, насколько мы деградировали»
Новый комментарий от Русский Иван
28.06.2022 20:31
«Сталин сделал рубль товарным»
Новый комментарий от Русский Иван
28.06.2022 20:23