Русская Церковь начинает осуществлять свою широкую программу возведения новых храмов. Так, в Москве уже выделен под строительство модульных храмов 61 участок, а документы еще на 77 участков согласуются в инстанциях, сообщает Regions.Ru.
У этой программы, как и у всего, что исходит от Церкви, нашлись многочисленные критики. Их возражения, как правило, таковы:
1) Храмов вокруг все больше, а нравственности в обществе – все меньше;
2) Православных храмов и так много, а прихожан мало;
3) Под церкви выделяют участки, а у нас не хватает детских садов (спорткомплексов, коровников и т.п.);
4) Государство, выделяя землю под строительство православных храмов, выказывает предпочтение определенной религии и тем нарушает Конституцию.
Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать эти возражения.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, считает, что ответ – в напоминании о роли Православия в России. «Возражающие, видимо, не понимают или забыли, что именно Православие является нашей культурообразующей религией. Именно благодаря Православию сформировался русский народ. И если мы действительно желаем возрождения России, то мы должны возродить и Православную веру. Ф.М.Достоевский говорил, что русский это и значит православный. Поэтому Православие это не просто одна из конфессий, но та духовная среда, которая сформировала наш национальный характер, нашу систему нравственных и моральных ценностей», - сказал он.
«Падение нравственности в обществе как раз и связано с разрывом с Церковью в то время, когда в стране господствовал госатеизм. Больше всего большевики боролись именно с Православием. Находясь в постатеистическом пространстве, люди не сразу могут вспомнить о своих корнях. Нужно воспитать как минимум одно поколение людей, которые имели бы представление о ценностях православия. Но программа религиозного воспитания сталкивается со всевозможными препятствиями», - считает протоиерей.
«Православие - это душа нашего общества. Но если душу изолировать, то тело начинает разлагаться и гнить. В самые тяжелые времена именно вокруг Православной Церкви консолидировалось общество. Достаточно вспомнить Смутное время. Без Православия мы потеряем и русскую землю, и русского человека. В лучшем случае только названия сохранятся», - заключил отец Олег.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, согласился, что в храмах центра Москвы прихожан действительно бывает маловато – потому что храмов там много, а жителей мало. «Но в районах ближе ко МКАД храмов очень мало и они уже не могут вместить всех прихожан на воскресную службу - я уже не говорю о двунадесятых праздниках, особенно на Пасху или Рождество», - сказал он.
«Храмы строятся не в нарушение Конституции, а потому, что они нужны народу. Что же касается падения нравственности, то связывать это со строительством храмов просто абсурдно. Человек идет в храм, чтобы приобщиться иной жизни. Воспользуется ли он этой возможностью, будет ли он молиться только "ногами" или хотя бы головой, - на то его воля. Но лишать его этой возможности нельзя», - добавил протоиерей.
«Эта критика не выдерживает никакой критики», - считает настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов. «Это просто огульное охаивание Церкви. Полемизировать с такими людьми бесполезно. Они априорно недоброжелательно относятся к Церкви, к религии как таковой и даже к храмовой архитектуре. Тут и комментировать нечего», - сказал он.
«Плач по детским садикам и прочему всерьез воспринимать нельзя. Почему-то те же люди не возражают против превращения стадионов в рынки, а кинотеатров в магазины. Значит, дело в другом - в элементарной ненависти к Церкви и Христу. Проблема у них внутри, их-то и нужно призывать к толерантности», - отметил протоиерей.
«Ну человек, который сам в храм не ходит, может говорить, что в храмах мало людей, когда иной раз на службе так много людей, что руку невозможно поднять, чтобы перекреститься? Да верующим в Москве для нормальной церковной жизни нужно на самом деле не двести храмов, а как минимум три с половиной тысячи», - заключил он.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, призвал различать конструктивную критику и огульное порицание духовного общества. «Если говорить о хулителях, то они всегда преследуют одну цель – найти любой повод для критики, и чаще всего она не подкреплена никакими конкретными фактами. Но есть и те, кто подходит к делу основательно, такие люди искренне сочувствуют Церкви, и приходят не только с критикой, но и с предложениями», - сказал он.
«Что касается строительства храмов, то тут речь идет о восстановлении исторической справедливости. В Москве когда-то церквей было "сорок сороков", среди которых встречались настоящие архитектурные шедевры. К сожалению, во время СССР многие из них были стерты с лица земли. И пусть сегодня многие церкви не восстановить в прежнем облике, но любой храм всяко что украсит зачастую унылые улицы Москвы», - считает отец Димитрий.
«И, главное, строительство новых храмов – это напоминание людям, отошедшим от Церкви, что рядом есть место, куда можно прийти помолиться. Многие люди не ходят в храм, т.к. не привыкли к этому, попросту рядом с домом его нет. А истинная цель вероисповедания – это нести духовное начало и милосердную помощь всему обществу», - подытожил он.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что возведение новых храмов необходимо: «Большинство из них находится в историческом центре Москвы, а в спальных районах из-за их недостатка священникам приходится служить 2-3 литургии в день, и все равно иногда, особенно в праздники, многие люди вынуждены стоять на улицах».
«Что касается вопроса о нехватке спорткомплексов и прочих объектов, я считаю, что московское правительство и так создает необходимые площадки. Вспомним, сколько лет спорткомплекс "Лужники" работал в качестве рынка, и никто не возмущался. Так что вся эта неконструктивная критика идет от противников религии», - убежден отец Георгий.
«Пусть любители покритиковать хорошо изучат историю, где видно, какое значение имела православная религия по сравнению с остальными конфессиями. Церковь всегда была культуро- и государствообразующей силой на Руси. И даже закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" говорит об особой роли Православия в России», - напомнил священник.