Посещая Западную Европу, я обратил внимание, что во многих католических храмах в передней части перед алтарем выставлены православные иконы. Мне кажется, что они и установлены специально для того, чтобы православный христианин, зашедший в католический храм, мог приложиться к иконе. Это я видел во Франции, но не знаю, встречается ли такое в других европейских странах. Хотя, конечно же, если у путешественника есть желание посетить именно храм, чтобы помолиться в нем Господу, то ему следует выяснить, где находится ближайшая православная церковь – русская, греческая, сербская или болгарская и посещать с молитвенной целью именно православную церковь.
С другой стороны, многие храмы на Святой земле являются католическими, но православные, приезжая туда, имеют возможность помолиться в них, так как это общехристианские святыни. Достаточно вспомнить храм Гроба Господня, ведь там совершают службы христиане всех церквей – православные, армяне, католики и другие. Или вспомните посещение Патриархом Алексием II собора Парижской Богоматери. Многие восприняли это как нечто скандальное, но в действительности в этом Соборе пребывает немало православных святынь, и Святейший прикладывался к Терновому венцу Господа, который крестоносцы вывезли в свое время в Европу. А в католическом храме Успения Божией Матери на Святой Земле православные также совершают молитвы, и никому в голову не приходит их в чем-то их обвинить. Нам нельзя молиться вместе с представителями других вер, православные каноны запрещают совместную молитву с инославными и иноверцами, а в почитании христианских святынь ничего предосудительного нет.
Кончено же, заходя в католический храм, следует перекреститься. Крестное знамение – это оружие, которым мы должны пользоваться, тем более, когда мы сталкиваемся с другой духовностью, так что совсем не лишним будет осенить себя крестом. Это не будет означать какого-то особого почитания культового здания католиков, а станет лишь проявлением православным христианином некоторой осторожности, когда он входит в культовое здание людей иной веры. Каноны напрямую запрещают нам посещать лишь синагоги, но относительно еретических храмов, насколько я знаю, таких канонов нет. Тем не менее, я думаю, что просто из праздного любопытства заходить в такие храмы все же не стоит.
Но есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного. Если русский человек находится на отдыхе в Египте, то в Хургаде он вполне может посетить коптскую киниссу, где пребывает частица мощей св. Игнатия Богоносца. Я знаю, что многие православные христиане приходят в этот храм, чтобы поклониться святым мощам, которые находятся там рядом с алтарем. Многие православные россияне, приезжающие в Египет, также посещают там такие святыни, как монастыри Антония Великого и Павла Послушливого, которые находятся у коптов, но имеют, конечно, общехристианское значение. В пещеру Антония Великого, например, надо подниматься на три тысячи ступеней вверх, читая Псалтирь.
Русский человек, также может найти очень много христианских святынь и в Западной Европе, куда они были вывезены во время крестовых походов. Например, мощи святителя Николая, перевезенные крестоносцами из Мир в Бари. И приходиться признать, что если бы тогда попущением Божиим, они не были бы фактически украдены, то они бы просто пропали – таким образом Господь промыслительно сохранил наши святыни среди людей другой веры.
Так что в этих случаях гибкость допустима. Единственное, чего нельзя делать православным, так это молиться вместе с католиками, протестантами или монофиситами и, тем более, участвовать с ними в таинствах – эти запреты мы должны соблюдать очень строго.
28. Отцу Олегу.
27. Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
26. Шахматову А.В.
25. Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
24. Шахматову А.В.
23. Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
22. Шахматову А.В.
21. Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
20. Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
19. Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»