По словам Кэмерона, доктрина мультикультурности поощряет «жизнь в разобщенных, отделенных друг от друга этнических общинах», тогда как для того, чтобы предотвратить распространение экстремизма, британцы нуждаются в более определенной и четкой национальной идентичности. «Нам нужно отказаться от пассивной толерантности последних лет в пользу гораздо более активного и сильного либерализма», - заявил британский премьер в своем первом выступлении о радикализме и истоках терроризма. Кэмерон предлагает также ужесточить политику в отношении групп, пропагандирующих исламский экстремизм.
По словам британского премьера, эти группы нужно проверять на соответствие следующим критериям: «Верят ли они в универсальный принцип прав человека – в том числе в права женщин и представителей других религий? Верят ли они в равенство всех перед законом? Верят ли они в демократию? Поощряют ли они интеграцию – или, наоборот, сепаратизм?». В случае, если какая-либо организация не соответствует этим критериям, она не должна иметь доступа к государственной казне и ее представители не должны иметь возможности заниматься пропагандой своих взглядов в университетах и тюрьмах, считает Дэвид Кэмерон. Каждый должен иметь возможность сказать: «Я мусульманин, я индуист, я христианин, но я также и лондонец».
В октябре прошлого года с похожим заявлением выступила канцлер Германии Ангела Меркель. Она сказала, что попытки ее страны построить мультикультурное общество потерпели полное поражение, а концепция мультикультурности, подразумевающая, что люди, представляющие разные культурные традиции, могут мирно сосуществовать друг с другом, не работает в Германии.