Сегодня, 11 января, постоянному автору, другу «Русской народной линии», насельнику Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни в Брянской области иеромонаху Диомиду (Кузьмину) исполнилось 50 лет. Редакция «Русской народной линии» от всей души поздравляет дорогого отца Диомида с юбилеем. Желаем ему многая и благая лета для трудов и свершений во имя нашей Матери-Церкви и дорогого Отечества.
В связи с этим юбилеем мы попросили отца Диомида рассказать о себе, о своей жизни и монашеском служении.
«Русская народная линия»: Известно, что человек формируется в семье, на первых порах жизни огромное влияние на становление человеческой личности оказывают родители, родственники, ближайшее окружение. Отец Диомид, расскажите, пожалуйста, о своей семье? Какое воспитание Вы получили?
Иеромонах Диомид (Кузьмин): Любой человек, говоря о своих родителях, непременно с благодарностью вспомнит их заботу о себе. Я не могу забыть, как отец приучал меня читать в детстве, заботливо подкладывая на мой стол новые купленные им недавно интересные книги. Ему были знакомы все продавщицы книжных магазинов в округе. Иногда он привозил книги целыми чемоданами из дальних поездок. С тех пор у моего изголовья всегда находится несколько книг. Даже электронные книги не стали помехой, мне всегда больше нравится читать тексты именно на бумаге. У нас дома была весьма богатая библиотека, от «Академии» до серии географических открытий и путешествий. Когда отца не стало, я, разбирая его рабочий шкаф, наткнулся в дальнем углу на спрятанную книжку. Это было старинное издание большого формата - Правила ко Святому Причащению. Это было для меня полной неожиданность - мой отец никогда не говорил со мной о Боге. Я вдруг увидел жизнь своих родителей под совершенно новым углом. Настоящим образцом жертвенного служения ближнему является для меня моя матушка. Она отдает всю себя людям, оставаясь для меня совершенно недосягаемым пределом и постоянным примером. Говорят, что ее мама была такой же, она умерла от голода в блокаду.
РНЛ: Отец Диомид, а как Вы пришли к Богу, как обрели веру?
ДК: Сколько я себя помню, меня всегда интересовала сфера таинственного, божественного. А в православный Храм меня привела встреча в армии с настоящим верующим человеком, собиравшимся после поступать в семинарию. Мы подружились, и он мне очень помог с дальнейшим осознанием себя в Церкви. Очень часто к вере приводят неожиданные знакомства и нелегкие жизненные испытания. Ведь для обычного городского увальня, каким я был тогда, полтора года военной службы стали серьезной встряской. В то время православные книги были большой редкостью - достать их было крайне сложно, существовал самый настоящий духовный голод. Новая или переиздаваемая книга или статья на церковную тему сразу же попадала в центр внимания, обсуждалась в кругу верующих друзей. Верующие друзья - это была основа православной жизни для меня тогда. Ведь настоящих общин почти не было в советское время. И мы собирались после воскресной литургии для дружеского общения на церковные темы.
РНЛ: Батюшка, как Вы приняли решение о пострижении в монашество и получении священства?
ДК: Я бы не хотел особенно рассуждать о постриге, ведь это слишком личное, сокровенное. Не думаю, что найдется монах, который захочет подробно рассказать об этом.
Что касается самого ухода в монастырь - я совершил это как-то незаметно для себя и домашних. Просто приехал в обитель, куда меня позвал мой духовник, и сразу стал петь на клиросе. Ежедневные Богослужения заслонили от меня необходимость выбора пути: оставаться или уезжать. Я без колебаний стал жить новой и непонятной доселе жизнью послушника. Не знаю, быть может у меня такой характер: не люблю резких и скоропалительных решений. Судьбоносное решение долго созревало у меня в душе, и я отдался на волю Божию. Даже когда меня постригли в монашество, оказалось, что я забыл написать прошение на поступление в монастырь. Дома догадались, что я остаюсь в монастыре насовсем лишь года через два, и отпустили меня на все четыре стороны. Забавно, что я уволился с мирской работы через три года после того, как обрел новое имя, и через год после того как стал священником. Да, иногда такое бывает!
РНЛ: Монастырская жизнь для многих неведома, подвиг монашества непостижим. В чем заключается суть монашеской жизни (служения)? Каковы особенности монастырской жизни?
ДК: Вообще, монастыри в России сегодня - совсем не те, что существовали раньше. В настоящее время, наверное, любая монашеская обитель, кроме внутренних задач развития среди братии, каких-то специальных сторон общинной жизни, еще призвана обратиться лицом к обыкновенному человеку, прихожанину села или города, живущему рядом. Ведь большинство наших исторических монастырей находятся сейчас среди мира, совсем не в уединенном месте. Рискну предположить, что нам, наверное, стоит расширить сферу деятельности активных прихожан в монастырях, участие их не только в богослужебной сфере, но и в делах монастыря. Сторон приложения в данном вопросе существует немало, и не только в социальной деятельности, но и в катехизической работе среди крещаемых, например.
РНЛ: Монахи - это тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Отец Диомид, расскажите пожалуйста о своих интересах, увлечениях, думах.
ДК: Монахи - народ непростой. Хотя увлечения у них, на первый взгляд, совершенно обычные. Кто-то любит под машиной в гараже поваляться, починить что-то, проверить зажигание, например. Кто-то увлекается фотографией, и все свободное время бегает по монастырским далям в поисках редкого кадра. Кто-то, на худой конец, просто собирает подрясники или четки разных цветов и оттенков! Я, правда, увлекаюсь исследованием государственных исторических архивов (XVIII-XX веков), и не только нашего монастыря и округи, но и других, современных пластов церковной истории. Люблю слушать старинную музыку различных эпох, но больше - барокко, а еще одноголосный знаменный распев. А в остальном - ничего особенного. Пользуясь случаем, поздравляю всех читателей «РНЛ» с великой радостью Христова Рождества! Христос раждается, славите!
Беседовал заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Тимофеев