Почему идет процесс отторжения постов? Причина очевидна - это все большее порабощение современных людей плотью. Но еще в предпотопное время Бог произнес страшные слова: «Не может Дух Мой пребывать в этих человеках, потому что они плоть» (Быт. 6:3). Речь идет о тех, у кого плотские чувства, вожделения и стремление к наслаждениям полностью подавили всё духовное. Сейчас в бывших христианских народах идет активный процесс общего духовного ослабления и возвращения язычества, которое, как раз, и характеризуется, прежде всего, культом плоти.
В свое время протестантизм полностью отменил все посты. При этом Лютер подвел под это новшество в христианской религии «богословскую» базу. Он заявил не больше и не меньше, как следующее: «Душа никоим образом не участвует в сладострастных деяниях плоти и нисколько ими не оскверняется». Замечательно, не правда ли? Это было сказано в XVI веке. Но теперь мы видим, как далеко зашли процессы деградации не только в протестантизме, который полностью отменил посты, но уже и в католицизме, из которого протестантизм вышел. В настоящее время в католической церкви постных дней в году фактически только два - это так называемая «пепельная среда» (у католиков Великий пост начинается в среду, а не в понедельник) и страстная пятница. Но и этот пост не тот, который сохраняет Православие.
Я как-то был в Словакии и посетил католическую семинарию. На мой вопрос о том, какие существуют посты для семинаристов, ректор, как мне показалось, стесняясь, ответил: «Наши семинаристы тоже постятся: в "пепельную среду" и страстную пятницу они едят один раз в день и без мяса». Странно было слышать такое о посте от взрослого человека. Но, оказывается, это не досадная случайность, не единичное исключение. Это - нравственное учение католической церкви, это ее реальная духовная жизнь, которая доходит до абсурда: в католичестве перед причастием - один час поста! Создается впечатление, что человек там рассматривается уже как какое-то жвачное животное, для которого не пожевать целый час - настоящий подвиг.
Расскажу историю из личного опыта. Однажды делегация нашей Церкви и католической ужинаем в ресторане. Вино, разговоры, шутки, смех. Меня толкает одна дама, католичка, и спрашивает, пойдем ли мы в костел на их мессу? Я ее спрашиваю: «Вы что же, и причащаться будете?» Она говорит: «Да, конечно». Я ей: «Знаете, что с Вами надо сделать?» Она: «Что?» «Сжечь Вас надо», - отвечаю. Она смеется и объясняет мне, что папа разрешил поститься перед причастием всего один час. Поэтому, пока дойдем до костела, да будет совершаться месса, то как раз час и пройдет.
В западном христианстве в настоящее время посты полностью упразднены. Это - яркое свидетельство окончательного плотского порабощения духа нашего западного соседа. Отсюда закономерно проистекает масса всевозможных бед, о которых пишет святитель Игнатий: «Не соблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние…». В этой связи уместна русская пословица: «Серединочка сыта - кончики играют». И играют уже откровенно: узаконение содомизма и прочих форм разврата, прелюбодеяния, блуда и проч. Посмотрите, какая пропаганда безнравственности идет по телевидению! Совершенно утрачено понимание необходимости власти ума над плотью. Но борьба с постами несет в себе большую опасность для человека и общества в целом.
Однако не нужно думать, что Православная Церковь является какой-то законнической организацией, и установленные ею посты требуют от верующего безусловного и неукоснительного их соблюдения вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Приведу пример. Великим постом по уставу нельзя есть даже рыбу. Но Патриарх Алексий I учащимся духовных школ в связи с их большой нагрузкой разрешил есть рыбу в определенные дни. И это не явилось нарушением православных норм жизни, поскольку было вызвано объективными обстоятельствами. Подобные же ослабления распространяются на людей, занятых тяжелой физической работой, больных, старых и т.д. Наша Церковь всегда призывает учитывать состояние человека, его здоровье, условия жизни, быта, работы.
Я против того либерализма, который видим на Западе. И считаю посты совершенно необходимыми. В то же время, в некоторых случаях нужно вводить разумные послабления, например, во время Петрова поста, который может продолжаться до шести недель. Отдельным лицам такие послабления могут давать духовники. Но вопрос о каких-либо изменениях устава о постах может решаться только высшей церковной властью.
Алексей Ильич Осипов, доктор богословия, профессор Московской Духовной академии, специально для «Русской народной линии»
1. Спасибо, Алексей Ильич!