Следствие по делу о теракте во Владикавказе проверяет и действия милиционеров, сообщает Newsru.com. Есть основания говорить о халатности. Речь идёт о тех сотрудниках МВД, которые проверяли заминированную машину на осетино-ингушской границе. Об этом пишет сегодня газета «Коммерсант».
Ранее сообщалось, что милиционеры осмотрели багажник, в котором находился газовый баллон, и не заметили ничего подозрительного. Однако следствие пришло к выводу о том, что «Волгу» не досматривали не только на въезде на рынок, но и на блокпосту при пересечении осетино-ингушской границы.
Дело в том, что при въезде на рынок «Волгу» остановил охранник Аслан Плиев и потребовал от водителя открыть багажник. Водитель достал ключ, но открыть багажник не смог. Вытащив из личинки замка ключ, он сказал, что тот сломался, и показал обломок. Охранника это объяснение не удовлетворило, и он приказал водителю разворачиваться. Через пару минут эта «Волга» взорвалась уже у центрального входа на рынок, предназначенного для покупателей.
Эксперты пришли к выводу, что ключ был сломан не в момент открывания багажника, а заранее. Поэтому милиционеры на КПП, по всей видимости, багажник машины не досматривали, клюнув на уловку с ключом.
Хотя, если бы милиционеры проявили настойчивость, то теракта, возможно, удалось бы избежать. В соответствии с предварительными исследованиями в багажнике «Волги» находилось не менее 100 кг взрывчатки на основе аммиачной селитры, а также поражающие элементы. Как сообщил «Коммерсанту», один из участников расследования, в 40-литровый пропановый баллон (изначально предполагалось, что бомба находилась именно в нем) такое количество взрывчатки заложить просто невозможно.
Открыв багажник, стражи порядка наверняка бы обнаружили как саму взрывчатку, так и ведущие от нее в салон провода. Кстати, как стало известно «Коммерсанту», следствие уже установило, что террорист сам привел в действие бомбу на колесах. Во всяком случае, в пальцах его оторванной правой руки были зажаты два оплавленных провода — то есть он мог замкнуть контакты электроцепи бомбы на расположенный в моторном отсеке аккумулятор.
Личность террориста официально продолжает оставаться неустановленной. Продавцу «Волги» Исмаилу Добриеву из ингушского селения Экажево покупатель представился Ахсибом. Рукописную же доверенность на право управления транспортным средством попросил выписать на имя А.А.Арчакова. При этом на КПМ-105 водитель «Волги» вместе с доверенностью предъявил водительское удостоверение на имя Магомеда Исраиловича Арчакова. Почему милиционеры не обратили внимания на разночтение в документах, еще предстоит выяснить следствию.
Проверив данные на Магомеда Арчакова, сыщики установили, что он родился в 1982 году в северо-осетинском селении Майское. Затем после осетино-ингушского конфликта Арчаковы перебрались в Ингушетию. Оказалось, что он проходит по милицейским учетам, но не как участник незаконных вооруженных формирований, а как человек, которой мог быть причастен к наркоторговле.
Когда участники расследования приехали к Арчаковым, те сообщили, что управлять машиной, а тем более взорваться во Владикавказе Магомед никак не мог — в начале этого года он, работник электроподстанции, погиб от удара электрическим током. Следствие сомневается в правдивости этих данных, поэтому взяло у родственников Магомеда Арчакова кровь для проведения ДНК-экспертизы, которая позволит сравнить биообразцы погибшего смертника и Арчаковых.
Милиционерам же, если предварительная версия следствия подтвердится, придется ответить за халатность, повлекшую по неосторожности гибель людей (ст. 293 УК). Отметим, что дела по той же статье вчера были возбуждены в отношении неназванного командира батальона 136-й мотострелковой бригады Минобороны, которая была атакована террористами на полигоне в дагестанском Буйнакске, и начальника ОВД Пятигорска полковника милиции Савелия Арапиди, после того как в городе-курорте был совершен теракт с использованием заминированного автомобиля.