«Западные великие державы считают Мировой войной только те действия, в которых они сами участвовали, между тем к моменту нападения Гитлера на Польшу полным ходом война шла в Азии. Начиная с 1937 года, Китай жертвенно боролся против японской агрессии, и уже к 1939 году его потери составляли почти 20 миллионов человек. Почему-то они не учитываются в общем зачете жертв Второй мировой войны, и это вопрос к нашим западным коллегам-историкам. В Европе тоже уже полным ходом шел масштабный передел мира. Италия захватила Албанию, применила отравляющие вещества, в Абиссинии от этого погибли 200 тысяч населения. Поэтому мы вправе ставить вопрос правомерности той даты начала Второй мировой войны, к которой все привыкли», - заявила «Российской газете» известный историк и общественный деятель, президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая. Она же является соавтором новой книги "Партитура Второй мировой войны. Гроза на Востоке", вышедшей в серии "Актуальная история".
Историк и политик рассказала о том, как пришла идея создания этой книги. «Об исторических событиях нельзя судить по фактам из газет. На истфаках всего мира на курсах "источниковедение" студентов учат: газеты - не исторический источник. В природе газетных сообщений и запуск намеренных искажений. Без газет, правда, время и историю тоже нельзя понять. Они погружают нас в мировоззренческий контекст, в борьбу идей. Но ссылаться на них в среде хороших историков дурной тон. Настоящая опора для историка - документы. И мы в приложениях к сборнику публикуем документы, которые погружают читателя в исторический контекст. Они же выбивают почву из-под необоснованных суждений, которые сейчас охотно тиражируются. К тому же мы собрали коллектив авторов, известных своим академизмом, знанием источников, но при этом работающих с новыми материалами, чтобы рассмотреть проблему с самых разных сторон. Нам нужна была панорамная картина прошлого, соединенного с настоящим. Подготовленная "Фондом исторической перспективы" при взаимодействии с комиссией по противодействию фальсификации истории, эта книга, как и все ее аналоги из серии "Актуальная история", стремится обеспечить общественные дискуссии добросовестными исследованиями и документами», - отметила Нарочницкая.
«Сейчас очень полезно взглянуть на все это без призмы всяких пропаганд и понять, что же на самом деле происходило. Правда воссоздавалась по крупицам. Работы Сергея Тихвинского и Владимира Мясникова постепенно воссоздавали мозаику исторической реальности, пазл складывался с пазлом. И вот к юбилейной дате - завершающий аккорд, дающий возможность увидеть события цельно. Все, хватит, как в хрущевские времена, закрывать какие-то темы для читателя, публики, общества. США же не скрывали свое отступление от всех решений Ялты и Потсдама в отношении Азии, и, не сомневаясь, взяли Японию в полные клещи своей оккупации с бессрочным присутствием американских вооруженных сил на островах и архипелаге Рюку», - продолжила она.
«Мы должны сделать инструментом противодействия фальсификациям истории подлинные исторические исследования. Поэтому мы имеем дело только с профессиональными историками, само имя которых уже является гарантией от легковесных суждений и подозрений в манипуляции историческими фактами», - добавила историк.
«Мы публикуем докладные записки, внутренние разработки наших ведомств, письма, коммюнике международные. Не все только что рассекречено, но материалы подобраны так, чтобы новые документы не повисали в воздухе, а были погружены в контекст эпохи. Потому что интерпретировать новый документ может только тот, кто знает события и факты. Здесь и переписка Сталина и Трумэна, и заявление правительства Японии послу СССР. Кое-что публикуется впервые. Книга - не строго научное издание для специалистов, которым интересно только то, что было до сих пор неизвестно. Но документы в ней все достоверные», - отметила Нарочницкая.
По ее словам, «эта книга не только узким специалистам полезна, она интересна и более широкому кругу историков». «Учителям истории, в частности. В свое время между нашим министерством просвещения и министерствами просвещения ряда западных стран существовали двусторонние комиссии о преподавании истории друг другу в школьных учебниках. Ведь очень важно, какие базовые представления о другой стране закладываются в умы и души учеников. Мы в Институте демократии и сотрудничества в Париже, которым я руковожу, постоянно обсуждаем тему, как одни и те же события, связывающие наши страны, интерпретируются в учебной литературе. И в российском Институте стратегических исследований на эту тему была интереснейшая конференция. Тогда французский профессор показал нам два учебника, выпущенные разными издательствами, где через всякие "якобы" и хитрые полусмыслы даются противоположные оценки одного и того же события - участия Советского Союза во Второй мировой войне. Поэтому нужны книги, основанные только на документах», - подчеркнула Наталия Нарочницкая.
Также она коснулась вопроса, связанного с решением российских властей праздновать День окончания Второй мировой войны. «Этого празднования добивались очень многие. Еще, будучи депутатом Госдумы, я ожидала этого праздника. К счастью, у нас сегодня постепенно снимается какой-то гриф - не скажу секретности, - но замалчивания очень славных страниц нашей истории, которые могли бы объединить общество в поклонении памяти тех, кто защищал наши рубежи и наши интересы. Вспомним, какой общенациональный порыв связан у нас с 9 Мая. Никто не думал и не ждал, а за рубежом стоял даже такой зубной скрежет по этому поводу. И это была реакция не на парад как демонстрацию силы, а на то, с какой радостью нация вдруг ухватилась за это объединяющее историческое переживание! Люди, столь разделенные всевозможными обстоятельствами - финансово-экономическим положением, бедами и успехами, возрастом и образом жизни - вдруг превратились в единую нацию», - подчеркнула Нарочницкая.
По ее словам, «поэтому очень важно, чтобы в нашей истории, и прежде всего в преподаваемой ее версии, перестали замалчиваться какие-то страницы». «Стыдливое замалчивание истории войны на Дальнем Востоке в конце концов посеяло в обществе какое-то сомнение к нашим историческим правам на Курильские острова, например», - отметила политик.