Он родился 17 апреля 1873 г. в семье священника в Олонецкой губернии и в миру звался Василием Павловичем. По окончании Петрозаводской духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где в 1895 г. принял постриг, а в 1896 г. рукоположен во иеромонаха. По окончании академии будущий архипастырь преподавал в Рижской семинарии, служил инспектором Холмской и Петербургской семинарий, ректором Самарской и Петербургской семинарий. В 1910 г. он был хиротонисан во епископа Гдовского, викария Петербургской епархии. Население столицы полюбило своего архипастыря за доброту и сердечность. Владыка сочувствовал монархическому движению и оказывал ему всяческую поддержку. Летом 1911 г. он совершил чин закладки Феодоровского собора в Петербурге, который строился на пожертвования, собранные членами Союза Русского Народа и других монархических организаций, и замышлялся как Храм-памятник русским патриотам, за Веру, Царя и Отечество живот свой положившим. Именно епископа Вениамина пригласили монархисты отслужить торжественный молебен перед открытием 4-го Всероссийского съезда СРН и 5-го Всероссийского монархического съезда, проходивших в Петербурге в 1912 г., а также 6-го Всероссийского монархического съезда в Петербурге в 1913 г.
2 марта 1917 г. после ареста и низложения с Петроградской кафедры митрополита Питирима (Окнова) управление епархией было временно возложено на епископа Вениамина, который 6 марта был возведен в сан архиепископа. 3 июня 1917 г. владыка был избран архиепископом Петроградским и Ладожским. Это был первый случай народного избрания епископа на церковную кафедру. 13 августа 1918 г. он был возведен в сан митрополита. В 1921-22 гг. безбожной властью была предпринята новая попытка уничтожить Церковь в России. Поводом для развязывания репрессий был избран голод в Поволжье. В марте 1922 г. Ленин составил инструкцию, в которой рекомендовал провести "с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства". Верующие люди (в т.ч. рабочие) Петрограда оказывали сопротивление изъятию богослужебных предметов из церквей. В мае митрополит Вениамин был арестован. Процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей происходил в июне-июле 1922 г. Трибунал приговорил митрополита Вениамина и еще 10 человек к расстрелу. В ночь с 12 на 13 августа 1922 г. приговор был приведен в исполнение. Митрополит Вениамин прославлен в апреле 1992 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Сегодня мы также чтим память священномученика архимандрита Сергия (Шеина), расстрелянного вместе с владыкой Вениамином (Казанским).
Он родился 30 декабря 1870 года в многодетной дворянской семье (был десятым ребенком) и в миру звался Василием Павловичем. Закончив элитное Училище правоведения с золотой медалью, В.П.Шеин служил в Правительствующем Сенате и Государственной Канцелярии, одновременно с государственной службой занимаясь преподавательской деятельностью. В 1912 году он был избран депутатом IV Государственной Думы, в которой вошел во фракцию русских националистов и умеренно-правых. Будучи человеком глубоко церковным, В.П.Шеин сторонился партийной борьбы (считал себя беспартийным правым), работая преимущественно в комиссии по церковным делам.
После революции В.П.Шеин был избран членом Предсоборного совета и Поместного Собора Православной Российской Церкви, являлся секретарем Собора и членом Соборного совета. В конце августа 1920 г. он принял монашеский постриг и был наречен в честь преподобного Сергия Радонежского. Вскоре был рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита. С 1921 г. архимандрит Сергий служил настоятелем Патриаршего Троицкого подворья на р. Фонтанке в Петрограде. В июне 1922 г. он был арестован по делу об изъятии церковных ценностей и приговорен к расстрелу. Последними словами о. Сергия, сказанными большевикам были: "Я ни с кем не борюсь - только с самим собою".
Примечательно, что именно этот праздник в Русской Православной Церкви соединился с воспоминанием о крещении Руси Св. Равноапостольным Великим Князем Владимиром Святославовичем в 988 г. Летописец пишет, что, прослышав о стремлении князя Владимира принять новую веру, соседние народы прислали к нему послов, чтобы склонить князя к своей вере. Владимир внимательно выслушал волжских болгар-мусульман, немцев-католиков и хазарских евреев, но их вера не тронула его сердца. Наконец, пришел к князю посланец от православных христиан, ученый монах из Византии по имени Константин. Его рассказ о творении, рае, грехе, потопе, пришествии Спасителя, Его крестных муках, Воскресении, Страшном суде потряс Владимира. Тронуто было сердце язычника, но не мог он сразу решиться оставить широкий путь мирских наслаждений, чтобы вступить в тесные врата, которые вели в Царствие Божие. "Пожду еще мало",- сказал Владимир и, посоветовавшись с боярами, послал доверенных людей испытать о вере. Богатство Константинополя, величие его храмов, таинственность обрядов потрясли послов. И когда рассказали они обо всем князю, Владимир решил принять греческую веру. Последним аргументом в ее пользу стало то, что ранее бабка князя Равноапостольная Ольга, которую он почитал, приняла Православие.
Но русский князь не пожелал смиренно молить о вере превозносившихся греков, памятуя унижение, какому подверглась мудрая Ольга от надменных кесарей, с которыми бились и отец его Святослав, и дед Игорь. Он решил завоевать веру, подобно князьям Аскольду и Диру, которые некогда с оружием ходили на Царьград и там приобрели веру. В 988 году собрал Владимир многочисленную дружину, спустился по Днепру и осадил город Корсунь. Однако взять город не удавалось, осада затянулась. Тогда Господь вложил в сердце одного корсунянина, саном пресвитера, по имени Анастас, открыть Владимиру тайное средство овладеть городом, не ради корысти человеческой, но чтобы самого завоевателя приобрести Богу, ибо ведома была ему благая цель сей необычайной брани. Он послал в стан русских воинов стрелу с запиской, на которой указал, где находятся источники воды. Русичи немедленно перекопали источники, и город сдался. Князь сообщил императорам греческим Василию и Константину, что взял Корсунь, и потребовал руки их сестры Анны, грозя в противном случае выступить в поход на Царьград. Кесари согласились, но потребовали со своей стороны, чтобы князь прежде крестился. Владимир начал торговаться и ответил: "Пусть прежде придут с сестрою вашей имеющие окрестить меня". Наконец кесари согласились и отправили царевну Анну на другой берег Черного моря.
Но Господь, воздвигший в лице Владимира второго Константина на земле Русской, хотел просветить его чудом, как апостола Павла, чтобы соделать его равноапостольным просветителем Руси. И к приезду царевны Анны князь русский был поражен слепотою при совершенном изнеможении тела. Скорбел Владимир и упал духом, уже сомнение начало колебать его сердце, но мудрая царевна утвердила его в вере Христовой, послав сказать ему: "Если хочешь освободиться от своей болезни, поспеши креститься во имя Святой Троицы". Поверил князь слову невесты и сказал: "Если сие исполнится, то поистине велик Бог христианский!" Он велел все приготовить для своего крещения. Торжественно совершено было таинство крещения, восприемником от купели заочно был старший император, коего царственное имя Василий принял князь. И здесь явил Господь славу Свою чудным знамением для обращения язычников и для утверждения в вере народа христианского. Как только возложил епископ святительскую руку свою на главу новокрещеного и стал погружать его в купели, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, внезапно спала как бы чешуя с очей его. Прозрел Владимир и в радостном восторге воскликнул: "Ныне познал я Бога истинного!" Изумилась дружина Владимирова чудному исцелению князя своего, и некоторые из бояр его просили себе также крещения. Вскоре после обновления духовного совершилось и брачное торжество князя русского с греческою царевною.
От Патриарха Цареградского был послан для просвещения земли Русской митрополит Михаил и с ним шесть епископов. Сопутствовал князю и пресвитер Анастас, пустивший известительную стрелу. Владимир испросил себе в благословение от местного епископа честную главу Климента Папы Римского, пострадавшего в Херсоне в I в. христианства, и часть от мощей ученика его Фива: это была первая святыня, которую принес с собой Владимир в престольный Киев вместе с церковными сосудами и святыми иконами. Сопровождаемый супругою и сонмом святителей греческих, поспешил князь русский на апостольский подвиг в Киев, где первым его действием было сокрушение кумиров, им самим некогда сооруженных. Все велел он ниспровергнуть, иные рассечь на части, другие жечь огнем; Перуна громовержца, как более уважаемого из всех кумиров, велел он привязать к конскому хвосту и влечь его на реку, приставив к нему двенадцать воинов, которые били его палицами для поругания демона, который под видом идола прельщает человеков. "Чудны дела твои, Господи,- восклицает летописец,- не вчера ли еще чтим был от человеков кумир сей? Ныне же он поруган!" Когда влекли Перуна по ручью в Днепр, плача бежали за ним неверные люди, еще не приявшие крещения, и громко вопияли: "Выдыбай, наш боже". Есть народное предание, что он выплыл на берег реки на том месте, где поставлен впоследствии монастырь Выдубицкий, и что слышан был, по лести демонской, вопль поражаемого кумира; но Владимир, опасаясь, чтобы народ не привязался опять к кумирам, велел следовать за ним вниз по реке, повсюду отталкивая его от берега, доколе не пройдет Днепровские пороги.
Завтра мы также вспоминаем указ Императора Александра I о закрытии масонских лож.
1 августа 1822 г. появился Высочайший указ Императора Александра I о закрытии в России масонских лож. Указ гласил: "Все тайные общества, под каким бы наименованием они не существовали, как-то масонских лож, или другими, закрыть и учреждение их впредь не позволять". Особое внимание уделялось государственным служащим: от всех чиновников требовалось откровенное признание состоят ли они в ложах, члены лож должны были дать подписку о выходе из масонства, в случае отказа они немедленно увольнялись с государственной службы.
Проповедуя милосердие, блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.
Сурово осуждал блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: "Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников".
Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, блаженный сподобился дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул Царя Иоанна Грозного, что он во время богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.
Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен блаженный Василий Собором 2 августа 1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов.
Сегодня мы также вспоминаем няню А.С.Пушкина Арину (Ирину) Родионовну Яковлеву (1758-1828); философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900); завтра мы также вспоминаем композитора Тихона Николаевича Хренникова (1913-2007); в воскресенье мы вспоминаем генерала армии, Героя Советского Союза Ивана Владимировича Тюленева (1892-1978).