Зимний авиаколлапс в Москве показал степень готовности крупнейших аэропортов столицы и российских авиакомпаний к экстремальным условиям. Тысячи застрявших в ожидании рейсов россиян теряли терпение, дело доходило до драк между пассажирами и нападений на обслуживающий персонал. Сотрудники большинства авиакомпаний предпочитают вообще не общаться с пассажирами. Власти выставили оцепление ОМОНа, представители которого и «успокаивали» пассажиров, которые возмущались отсутствием света, воды, еды, не работающей канализацией и прочими сложностями.
«Ни в одной стране мира не существует специального свода правил или инструкции по поводу того, как должны вести себя аэропорты или авиакомпании в случае коллапса», – пояснил заведующий кафедрой менеджмента Университета Гражданской авиации Санкт-Петербурга Валерий Маслаков. То есть на практике аэропорты и авиакомпании в случае форс-мажоров действуют исходя из сложившейся ситуации. «Согласно Федеральным авиационным правилам, российская практика в этом плане ничем особенным (от мировой) отличаться не должна», – говорит он. Более того, в России пассажиру обязаны бесплатно предоставить номер в гостинице уже через 6-8 часов от начала задержки рейса.
Московская межрегиональная транспортная прокуратура по указанию генерального прокурора РФ Юрия Чайки начала проверку исполнения законодательства об авиаперевозках и обслуживании пассажиров авиакомпаниями и аэровокзальными комплексами Домодедово и Шереметьево. Как сообщила РБК официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ Марина Гриднева, работа прокуроров направлена прежде всего на скорейшее урегулирование ситуации, сложившейся из-за задержки рейсов; в первую очередь решаются вопросы об отправке пассажиров. Также проверяется соблюдение прав пассажиров в части обеспечения их питанием, водой, предоставлением комнаты матери и ребенка, мест для багажа в камере хранения, номеров в гостинице. Очевидцы же отмечают, что цены на еду и воду были непомерно высокими, а бесплатное питание и гостиницу им не предоставили. В данный момент, по заявлению аэропорта, все рейсы, которые должны были вылететь 26-27 декабря, отправлены. А рейсы, задержанные 28 декабря, вылетят сегодня до 17 часов.
В свою очередь, премьер-министр России Владимир Путин сегодня заявил, что ответственные за ситуацию в аэропортах Москвы сработали неэффективно. Он напомнил, что в настоящее время из-за аномальной погоды сложилась сложная ситуация. «Целые населенные пункты остаются обесточенными, в аэропортах застряли тысячи людей», - сказал он. «Нужно было бы, чтобы с самого начала все, кто отвечает за ситуацию, были на местах, а не приступили к празднованию Нового года», - заявил Путин. «Стенать не следует - нужно работать всем», - добавил глава правительства.
Тем временем, как сообщает сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Диакония.ру, гуманитарную помощь для пассажиров доставила Русская Православная Церковь в аэропорт Домодедово. «28 декабря Отдел по благотворительности привез 500 бутылок питьевой детской воды, сотни пачек влажных салфеток и около тысячи упаковок памперсов», — сообщил пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Василий Рулинский. По его словам, помощь распределяется в комнате матери и ребенка. Вечером в часовне аэропорта Домодедово прошел специальный молебен о благополучном разрешении чрезвычайной ситуации. Синодальный отдел по церковной благотворительности также намерен доставить помощь в аэропорт Шереметьево.