25 июля исполнится 30 лет со дня кончины Владимира Семеновича Высоцкого, напоминает Regions.Ru. С конца 1960-х и до середины 1980-х Высоцкий был, пожалуй, самой популярной личностью в России. Катушки (а позже - кассеты) с его песнями были практически у каждого владельца магнитофона. Изредка появлявшиеся пластинки-"миньоны" сметали с прилавков. Фильмы с его участием автоматически становились популярными. На его концерты и на спектакли с его участием прорывались всеми правдами и неправдами. Его смерть миллионы людей пережили как личную трагедию.
Атмосфера несколько взвинченного поклонения развеялась за годы, прошедшие с кончины народного артиста, но он не превратился в "ретро", а уверенно занял свое место в сокровищнице национальной культуры. По его творчеству защищают диссертации, а музей в здании Театра на Таганке не жалуется на отсутствие посетителей. Строки песен Высоцкого живут в языке как пословицы, записи продолжают выходить на новых носителях и в новых аранжировках, песни продолжают петь - не только популярные исполнители со сцены, но и обычные люди в застольях и походах.
В начале этого года проводился опрос на тему "Кто из наших соотечественников ХХ века для вас ближе и важнее всего?" Высоцкий занял второе место, уступив только Юрию Гагарину. Как вы относитесь к творчеству Высоцкого? Значима ли его личность для вас? Какие его песни вы любите больше всего?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, считает Высоцкого глубоко знаковой фигурой нашей культуры 60-х – 70-х годов двадцатого века. «Самой замечательной чертой в творчестве Высоцкого была, по-моему, способность с помощью усвоенных народом афористичных формул изображать нашу советскую действительность с такой иронией и сарказмом, как никто другой. При этом он был выразителем не столько протеста, сколько именно иронии по отношению к советской действительности», - сказал он. «В то же время у него было очень глубокое человеческое чувство добра и справедливости. Он обладал даром сочувствия к каждому человеку. В этом смысле можно сказать, что он христианский поэт», - добавил священник.
«Огромен его вклад в авторскую песню. С одной стороны - лирика Окуджавы, мир интеллигенции. С другой стороны – песни Высоцкого: мир и простых работяг, и людей трудных и нескладных, и тех, кто выпить не прочь. Но Высоцкий и Окуджава не противостояли друг другу, а описывали нашу непростую советскую жизнь с разных сторон», - заключил отец Александр.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает вклад Высоцкого в отечественную культуру искусственно преувеличенным. «Не знаю, может быть, он был талантливым актером. Но я бы не назвал его даже просто хорошим поэтом. Обидно, что сердца миллионов отданы художникам не самого высокого уровня», - сказал он.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, полагает, что не стоит изображать Высоцкого ни богоборцем, ни святым. «При упоминании имени Владимира Высоцкого мне на память сразу приходит песня «Скалолазка» в аранжировке Гараняна. Очень люблю также «Охоту на волков», цикл «Очи черные» («Во хмелю слегка…» и «Что за дом такой?..») и многое другое», - сказал священник.
«Высоцкий был человеком непростым. И мне кажется неправильным делать из него чуть ли не спасителя России. Он был человеком сложной судьбы. Мучился из-за своей гордыни и пьянства. Ведь он сам о себе написал: «Во мне живёт мохнатый злобный жлоб», - напомнил он.
«У нас в церковных кругах встречаются попытки так или иначе «пристегнуть» знаменитостей советского времени к Церкви. В отношении Высоцкого надо придерживаться исторических фактов: он был далек от Православия. Более того, в его творчестве встречаются хулиганские песни в отношении Церкви. И здесь его сатирический дар иногда переходил меру хорошего вкуса», - заметил отец Сергий.
«Важнее всего, что в его песнях прорывается правда. В стихах Высоцкого живет тоска по истине, присущая каждому человеку. Ведь даже в самых заиндевелых сердцах он что-то пробуждал. Не зря те же чиновники, которые запрещали его концерты, украдкой слушали его песни. Поэтому главное в Высоцком, - что он был человеком, который способствовал выживанию совести», - заключил он.