Как уже сообщала «Русская народная линия», Грузинская Патриархия призвала власти принять закон о защите религиозных чувств населения от оскорблений. Поводом для этого был скандал вокруг антихристианской книги Ираклия Деисадзе "Тайная сходка" (намек на Тайную вечерю), обсуждение которой в телеэфире закончилось дракой. Политическое движение "Свобода" заявило, что готово инициировать соответствующий законопроект.
Ситуации, где возникает проблема, что важнее: свобода слова или творчества, с одной стороны, и религиозные чувства - с другой, часто случаются в наши дни: достаточно напомнить скандалы вокруг кощунственных выставок в музее Сахарова или историю с датскими карикатурами на Магомета.
«Как вы думаете, нужен ли закон, защищающий чувства верующих от оскорбления? Не обернется ли он запретом на любую религиозную полемику и критику религии?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Макаров, сотрудник отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, считает, что критику и полемику не так уж трудно отличить от намеренных оскорблений. «Не имею ничего против религиозной полемики и критики религии. У нас свобода слова. Но при этом не должно быть хамства. Смеяться над религиозными чувствами стало уже чуть ли не модой. Когда устраивается выставка, на которой оскорбляются религиозные святыни, когда под Пасху показывают «Последнее искушение Христа», я чувствую себя оскорбленным, но не могу подать в суд, потому что меня лично никто не оскорблял», - сказал он. «Закон, ограждающий верующих от издевательств, нужен. Другое дело, как такой закон будет использоваться. Ведь любую, даже очень хорошую идею можно довести до абсурда. Надеюсь, что здравый смысл этого не допустит», - добавил протоиерей.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов уверен, что закон о защите религиозных чувств был бы полезен. «Он должен приучить людей к корректному поведению и ответственному подбору слов. Ничего плохого в этом нет», - сказал он. «Одно дело критика, и для многих христиан она, кстати, весьма полезна. Другое дело - кощунство, с которым мы слишком часто сталкиваемся и в литературе, и в изобразительном искусстве, я уж не говорю об эстраде. Я думаю, от подобных вещей и должна ограждать определенная юридическая норма, а люди должны эту норму в полной мере воспринимать», - добавил отец Димитрий.
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в Санкт-Петербурге, считает, что защищать чувства верующих людей от оскорблений нужно законодательно. «В виду того, что в последнее время антирелигиозных высказываний стало очень много, подобный закон был бы полезен. Однако очень важно, как он будут составлен, поскольку от этого зависит его эффективность», - сказал он. Священник не исключает, что в случае принятия такого закона он может обернуться запретом на любую религиозную полемику. «Вполне возможен и такой неблагоприятный поворот событий. Однако одно дело – это творчество, и совсем другое – это провокация под видом творчества, различить эти вещи в принципе возможно. Главное, чтобы данный закон не оказался «мертвым» из-за расплывчивости формулировок», - заключил отец Артемий.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что подобный закон непременно должен пройти стадию общественного обсуждения. «Конечно, такой законопроект нужен. Ведь даже в языческие времена древнего Рима существовали законы, преследовавшие за оскорбление богов. Но если такой законопроект встанет на повестке дня, то его обсуждение должно быть широким и гласным», - заметил отец Александр. «В его разработке должны принять участие и юристы, и представители традиционных религий и конфессий, общественные деятели и пресса. Так, чтобы само его составление было ярким проявлением демократии и свободы. Это должен быть мудрый закон, который бы, с одной стороны, оградил верующих от оскорбления и экстремизма, а с другой, не стал бы тормозом для нормального общественно-религиозного диалога», - подытожил священник.
Заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых) считает, что любое самовыражение должно быть ограничено этическими рамками. «Случившееся в Грузии – один из прецедентов проблемы, которая давно обсуждается на общемировом уровне. Все чаще верующие различных религий сталкиваются с оскорблениями в адрес своих священных религиозных лидеров или вероучения. Как правило, те, кто оскорбляет религиозные чувства, оправдывают свою позицию свободой самовыражения, ссылаясь на права человека. Однако такой подход вызывает серьезные сомнения с правозащитной позиции: ведь любое право должно рассматриваться в системе других прав. И в соответствии с этим, любое несогласие с чьими-то религиозными взглядами должно выражаться в уважительных или, как минимум, неоскорбительных формах. При любом диалоге или критическом высказывании необходимо соблюдать этику межрелигиозных отношений», - подчеркнул он. «Сегодня многие верующие выступают с инициативой, сходной с предложением грузинского патриархата, стремясь оградить себя от издевательств над своими религиозными убеждениями. И эта проблема ненадуманна: религиозный человек воспринимает веру как часть своей личности. Любое пренебрежительное отношение к его религиозному мировоззрению всегда будет восприниматься как личное оскорбление», - заметил отец Филипп. «На мой взгляд, не так уж и сложно провести грань между дискуссией, полемикой и оскорблением. Она всегда очевидна при любой форме диалога. И, думаю, что должны быть приняты меры со стороны государства и общества для поддержания этики дискуссии на взаимоуважительной основе», - заключил игумен.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак уверен, что защищающий чувства верующих закон просто необходим. «Закон, защищающий религиозные чувства человека, также необходим, как и все законы, защищающие гражданские права и свободы. У нас много говорят о защите религиозных чувств, но осуществить это на практике невозможно из-за отсутствия соответствующего закона», - сказал он. "Между тем, чувства верующих очень часто подвергаются оскорблениям и в кинематографе, и в литературе, и даже в рекламе – при том, что любой выпад в адрес представителей национальных меньшинств или определенных групп граждан сразу же становится предметом громкого разбирательства. Религиозные же чувства граждан законом не ограждены. И такой закон, как мне кажется, не может привести к вражде, но, скорее, к укреплению нравственности и ответственности», - добавил отец Андрей.