Высказал свое мнение владыка и о коллаборационизме и предателях. «Проблема коллаборационизма у нас никогда не являлась определяющий, - считает он. - Да, разного рода издания приводят цифры, факты, что было много перебежчиков. Однако я с твердостью говорю: православный народ никогда не был изменником». «А те, кто в 1941- 1942 годах пошли в полицаи, то это же было спровоцировано коммунистическим режимом, который навязывал безбожие. Тогда нередко высказывались такие убеждения: "Вот, проклятые большевики! Немцы нам помогут освободиться от них!" Это был самообман, но в принципе такая мотивация понятна. Хотя лично я ее не разделяю. Доказательство этому - семьи моих родителей, которые тоже пострадали от безбожной власти, но никто ни из близких, ни из далеких моих родственников не перешел на сторону фашистов», - сказал владыка.
Кроме того архиепископ Августин выразил недоумение оголтелой критикой Сталина. «В последние годы прозвучало много обвинений против Сталина, в частности в том, что было пролито море крови. Это так. Но у меня короткий аргумент: где вы видели народ, который вот так мужественно и сознательно был готов жертвовать своей жизнью ради победы? Говорят, его принуждали. Конечно, было и такое. Но сколько зафиксировано фактов, когда люди самоотверженно и жертвенно складывали свою жизнь за Родину. Поэтому то, что написано Резуном под именем выдающегося героя-полководца Суворова, - кощунство и неправда. Почему бы ему не подписаться Власовым или Геббельсом?» - справедливо отмечает владыка.
На реплику корреспондента, что в первые дни войны не только бывшие белогвардейские офицеры, но и некоторые архиереи приветствовали поход вермахта на восток, считая Третий рейх меньшим злом, чем коммунистический режим, архиепископ Августин ответил: «Во-первых, Вы правильно заметили, что это было в первые дни войны. А еще следует добавить, что это были единичные случаи. В целом ни священники, ни прежние царские офицеры, дворяне, не были на стороне фашистов».
«Недавно в прокат вышел фильм Владимира Хотиненко "Поп", - продолжил он. - Там есть интересный эпизод. Священник, смиренный, любящий ближних человек, отказывается отпевать полицаев, которых убили красные партизаны. На вопрос "Почему?", отвечает коротко: это - изменники, иуды. Я думаю, что это отголосок живой истории, которая имела место в Беларуси. Только реальная история была более драматична. В фильме не было немцев рядом, на священника просто не донесли родственники погибших полицаев. А вот реальность: православный священник в Беларуси, который также отказался отпевать полицая, потому что тот предал свой народ, сказал это в присутствии немцев. И его расстреляли».
Отвечая на реплику корреспондента, почему же священник не совершил богослужебный чин, «ведь христиане молятся и за врагов своих», владыка Августин ответил: «Это был его личный моральный выбор. Думаю, я сделал бы так же. Церкви не нужно было сориентироваться. Церковь всегда с народом, независимо от того, в духовной бездне он или на подъеме. Поэтому, когда пришло испытание войной, народ доверился Церкви, поверил в ее авторитет и Сталин. В тылу священник вместе с председателем сельского совета и председателем колхоза были поставлены "на бронь". Так вот, когда с представителями власти все понятно, то со священником - нет. Это знак того, что даже атеизм, который боролся с Церковью, считал ее "опиумом", который мешал советским людям идти к коммунизму, проиграл. Поэтому, когда случилась беда, Церковь призвали. И ее влияние было признано. В частности, установлено, что обращение митрополита Сергея к духовенству и всем верным чадам Православной Церкви о том, что тот, кто будет поддерживать фашистов, изменник, иуда, нашло широкий отзыв в сердцах и душах людей. Казалось бы, засилье большевизма, натиск коммунистической идеологии, но невзирая ни на что авторитет Церкви оставался».
По словам владыки, «точно известно из рассекреченной в последнее время Всесоюзной переписи населения 1937 года, что больше половины жителей (57%) определяли себя как верующие. В трагические годы войны не только солдаты, но и генералы действующей армии, вспоминали богослужения, которые посещали в детстве, обращались к Богу. Верующие православные были даже в Верховной ставке. По показаниям очевидцев маршал Борис Шапошников носил образ святителя Николая и ежедневно молился. Он не скрывал своих религиозных убеждений, временами говорил со Сталиным, и много его советов было принято. Именно по его рекомендации на смену ему начальником Генштаба был назначен Александр Василевский, прежний штабс-капитан Императорской армии, выпускник Духовной академии, сын священника».
Отвечая на вопрос, действительно ли Георгий Жуков возил с собой на фронт икону, владыка сказал: «Да, это правда. Есть свидетельство, что иногда он закладывал ее под крышу своего газика. То есть, она служила ему духовной охраной. Впоследствии маршал лично в знак благодарности и чествования передал киевскому Владимирскому собору большую икону Божией Матери. Об этом мне рассказывал отец-священник, которому в свою очередь об этом знаковом факте сообщил знакомый служитель собора - фронтовик. А еще я знаю случай, когда крестьяне писали Жукову письма, что во время оккупации у них немцы из церкви поснимали и вывезли колокола. И вот в ответ Георгий Жуков прислал им целый контейнер с колоколами. Это также факт!»
«Победу одержали люди, которым помог Бог! И случаев небесного заступничества много. В частности, сохраненные свидетельства фронтовиков явления Божией Матери во время обороны Сталинграда, в ходе битвы на Курской дуге. Рейх с его фактически новейшей оккультной религией, который стремился получить мировое господство, потерпел полный крах!» - отметил владыка Августин.
По его мнению, «Победа стала возможной благодаря величию православного духа, ведь невзирая на репрессии и чистки, совершенные сталинским режимом, народ был на стороне Красной армии. К этому звал дух, который формировался не из деклараций, пропагандистских акций, а из пеленок!»