Датская газета "Политикен" принесла извинения за возможное оскорбление, которое могла вызвать перепечатка карикатур на Мухаммеда в 2008 году, сообщает Regions.Ru. Речь идет о рисунке карикатуриста Курта Вестергаарда, на котором исламский пророк изображен в тюрбане, имеющем вид бомбы. "Мы приносим извинения каждому, кто был оскорблен нашим решением перепечатать этот рисунок", - заявил главный редактор издания Тогер Сейденфаден.
Вместе с тем он сказал, что газета сохраняет за собой право печатать карикатуры. "Мы приносим извинения за оскорбление в связи с перепечаткой именно того рисунка", - сказал Т.Сейденфаден, подчеркнув, что газета "имеет право публиковать рисунки Курта Вестергаарда и все карикатуры на свете".
Йорн Миккельсе, главный редактор датской газеты "Юлландс постен", которая первой напечатала спорные карикатуры, заявил, что "патетическая капитуляция "Политикен" перед саудовскими стряпчими заслуживает первого приза за глупость". В то же время "Юлландс постен" в 2006 году сама принесла извинения за публикацию карикатур, хотя другие европейские СМИ и перепечатали их.
Союз журналистов Дании охарактеризовал действия "Политикен" как "капитуляцию перед противниками свободы печати", а автор рисунков К.Вестергаард заявил о разочаровании действиями "Политикен". "Я боюсь, что это регресс свободы слова", - сказал он.
Международная организация "Репортеры без границ" также выразила озабоченность возможным ухудшением ситуации с цензурой в Дании. До сих пор Дания занимала первое место в списке стран со свободной печатью.
В скандале с "датскими карикатурами" столкнулись две ценности: свобода слова, предполагающая право каждого свободно выражать свое мнение по любому поводу и в любой форме, - и уважение к чувствам верующих. "Какой из этих принципов кажется вам более важным? Нужны ли законодательные ограничения свободы слова?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, полагает, что определенные законодательные ограничения свободы слова все-таки нужны. "Когда эта свобода используется для оскорбления религиозных чувств верующих, ее следует ограничить. Безусловно, человек может высказываться на любую тему, но он должен отвечать за свои слова, он должен знать, что допустимо, а что – нет. Кощунствовать, например, над религиозными принципами недопустимо", - сказал он. "Люди должны строить свои отношения на взаимном уважении и учиться жить в мире. А закон должен охранять и поддерживать нравственные нормы", - резюмировал священник.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что абсолютизация гражданских свобод противоречит христианской традиции. "Сама факт подобных споров свидетельствует о том, что европейская культура вступила на путь последовательного отказа от Христа и христианских ценностей, вне которых и стало возможным извращение самого понятия о свободной человеческой личности. Провозглашая абсолютную свободу, этот подход, тем не менее, допускает проявление оскорбительного отношения к свободе выбора религиозных принципов", - сказал он.
"Такой подход в корне противоречит христианскому отношению к человеческой личности, утверждающему в первую очередь уважение к другому человеку, даже если мы и не согласны с его убеждениями", - добавил священник.
Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодежной организации "Молодая Русь" протоиерей Максим Первозванский считает, что свободой слова нельзя прикрывать оскорбления. "Думаю, что закон, накладывающий на свободу слова определенные ограничения, действительно нужен. Выпады, задевающие чувства верующих, недопустимы. Это все равно как если кто-то оскорбит вашего отца или мать. Поэтому с такими базовыми чувствами надо максимально корректно обходиться", - подчеркнул отец Максим. «Следует законодательно закрепить запрет на изображение и статьи, оскорбляющий чувства верующих людей", - заключил он.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак полагает, что спор в данном случае касается не столько свободы слова, сколько прав человека в целом. "Очень часто мы не задумываемся над тем, что свобода слова ущемляет чьи-то права, хотя в законодательствах всех цивилизованных стран предписывается уважительное отношение к религиозным чувствам верующих и защита их прав. И за соблюдение этих принципов сегодня нужно бороться более активно, чем за свободу слова", - считает священник. "Но СМИ рассказывают об этом очень выборочно. Такие произведения, как «Код да Винчи» или «Агора» открыто оскорбляют чувства верующих христиан, но большинство СМИ почему-то практически не обращают на это внимания", - добавил он.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, считает, что мусульманам все же следовало бы понять причины, вызвавшие появление датских карикатур. "Любая свобода имеет свои ограничения, и не только по принципу "моя свобода заканчивается тогда, когда начинается свобода другого", но и накладываемые совестью, моралью и нравственностью. Но есть и другая сторона. Лично мне кажется, что мусульманам нужно было бы обратить внимание на своих собратьев из "Аль-Каиды", - ведь карикатура была вызвана прежде всего их действиями, а не тем, что датские журналисты не уважают пророка Магомета", - сказал он.
"Другое дело, если мы сталкиваемся с осквернением православных святынь, как например, произошло на выставках, названия которых вы перечислили. Художники попросту не усмотрели грань между высоким и низким, и такая неосторожная попытка опошлить святыню может оскорбить многих. И общество должно иметь право защитить свои оскорбленные чувства", - подчеркнул отец Георгий. "Конечно, закон должен быть, но я не считаю, что один закон может решить подобные проблемы. Эти вещи связаны с совестью и культурой, а можно ли прописать в законе культуру и совесть, я не уверен", - пояснил священник. "Прежде всего, наша совесть должна быть нашим основным законом, который не позволит нам обидеть человека и оскорбить его религиозные чувства, но позволит осудить то, что для нас неприемлемо - я имею в виду терроризм под лозунгами ислама", - заключил он.