В связи с этими высказываниями Патриарха Кирилла сайт Regions.ru обратился к православным священнослужителям с вопросами: "В самом ли деле с молодыми людьми о религии и Боге приходится говорить не так, как с остальными? Почему? Как бы вы определили эти особенности?"
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, отметил, что молодость, помимо всего прочего, характеризуется максимализмом, свойством подвергать сомнению авторитеты, определенного рода некритичностью в принятии точек зрения, когда предпочтение отдается не рациональному, а эмоциональному выбору. "Эти обстоятельства при работе с молодежью нужно учитывать и использовать. Священник, общаясь с молодежью, должен быть предельно искренним. Малейшие нотки фальши, всякая компанейщина, любое подозрение, что речь идет не об общении личностей, а о каком-то запланированном мероприятии - все это отталкивает молодых людей. Даже тень насилия в мировоззренческой области действует на молодых людей, не склонных к конформизму, очень отрицательно", - сказал он.
"Принятие каких-либо решений молодым человеком должно быть абсолютно свободным. Необходима абсолютная честность в обсуждении недостатков как в жизни общества и государства, так и в жизни Церкви как человеческого сообщества", - подчеркнул священник. "Искренность и любовь в общении с молодежью - важнейшее подспорье в достижении миссионерского успеха. Это, по-моему, самое главное. И на это уже могут накладываться различные проекты и программы", - заключил он.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, согласился, что молодежная аудитория обладает особой спецификой, которую необходимо учитывать. "Для молодого человека главное - чтобы его сначала выслушали и услышали. Только после этого он сам будет готов воспринимать какую-то информацию", - сказал он. "Необходимо учитывать, что современные молодые люди росли и воспитывались в специфических условиях, резко отличающихся от тех, в которых прошло детство людей зрелого возраста. Ценности и идеи, которые сформировали внутренний мир современной молодежи, отличаются от тех, которые впитывали мы. Неудивительно, что внутренний мир современного молодого человека - своего рода terra incognita для тех, кому уже за 40. И, может быть, в современных условиях умение выслушать и понять молодого человека является не менее важным, чем способность что-либо донести до него", - добавил отец Тихон.
В разговорах о религии и Боге к молодому человеку, как и к любому другому, надо подходить индивидуально, считает председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев). «Чтобы человек заглянул в глубину своей души, - тем более, если он впервые перешагнул порог храма, - Церковь должна подобрать к нему индивидуальный подход в разговоре о Боге и вере. Она не должна испугать его строгими правилами или еще чем-то, а дать понять, что этот молодой человек ей интересен как личность», - заявил он. «Никаких алгоритмов для построения разговора с молодежью нет. Главная задача проповедника - показать свою искреннюю заинтересованность в молодом человеке как в личности, а также уметь правильно преподнести мнение Церкви, направив собеседника в нужное русло», - заключил отец Платон.
"Патриарх Кирилл никогда слов на ветер не бросает, - отметил руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш). - И если он заметил, что с общением молодежи необходим особый подход, - значит, он хочет обратить наше внимание на принцип проповеди, который был указан самим спасителем в Евангелии". "Суть христианского богословия в том, что Бог приходит на землю и превращается в плоть и кровь, чтобы мы приобрели божественные свойства. Святейший Патриарх Кирилл рассказывает нам все так, чтобы мы все правильно поняли, а уже наша задача и задача СМИ, доносить эти основы до внимания людей. Проповедь необходима всем, и чтобы проповедовать правильно, нужно для каждого слоя общества подбирать ее язык", - подчеркнул священник.
"Молодежь - это часть общества подвижная и чувствительная. Поэтому, общаясь с ней, легко наделать ошибок и испортить отношения. Молодого человека очень легко обидеть и задеть его личную позицию и чувства, поэтому нужно общаться с молодежью на равных", - пояснил он. "Очень важно также не обращаться к молодежи с позиции старших, сверху вниз. Это привычка возникла тогда, когда все в обществе было стабильно и старший по возрасту действительно уже в силу этого пользовался авторитетом", - сказал отец Макарий. "Сейчас все изменилось, сегодня молодежь иногда гораздо сильнее и активнее старших. В общении с молодежью нужно подчеркивать, что мы не нравоучения читаем, а стараемся говорить на равных, - быть может, иногда даже снизу вверх", - заключил он.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак отметил, что люди разных возрастов действительно по-разному воспринимают религию, у них различное отношение и к Церкви, и к Христианству. "Поэтому к представителям различных возрастных категорий нужно обращаться на понятном для них языке. Это сформулировано еще апостолом Павлом: "Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона,- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". И это правило становится особенно актуальной в работе с современной молодежью с ее сложным внутренним миром и психологией, с ее особой культурой, с ее специфическими особенностями мировосприятия", - сказал священник. "Христианская проповедь, обращенная к молодежи должна учитывать эту специфику и найти соответствующие формы. Но в первую очередь нужно найти общий язык", - заключил он.
Иерей Александр Добродеев, зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами, отметил, что у Церкви имеется многовековой опыт общения с молодежью, причем, не только с той ее частью, которая ходит в храмы на исповеди и прочищение, но и с той, которая не имеет религиозного опыта и которую просто невозможно удержать обычной дисциплиной, бытом или социальными условиями. "Сейчас среди молодежи много искривленных душ, поэтому Церковь и ищет разные формы взаимодействия с ее представителями: беседы, поездки, кинофильмы, спектакли на духовно-религиозные темы, даже концерты», - рассказал он.
«Для проповеди среди молодежи нужен понятный абсолютно для любого человека язык, с молодым поколением нельзя заигрывать. Молодым стоит говорить только правду - почуяв в ваших словах малейшую ложь, они вам больше не поверят. Им вообще нужно не столько рассказывать, и уж ни в коем случае не "вербовать", сколько показать более интересную, более светлую, чем у них, жизнь», - отметил священник. «Надо уметь не просто слушать, но и выслушать, что говорит сама молодежь о своих проблемах. Но главное - быть честными и терпимыми», - заключил отец Александр.
Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодежной организации "Молодая Русь" протоиерей Максим Первозванский призывает священнослужителей не пытаться учить молодежь уму-разуму, а общаться с нею на равных. "Есть очень важный момент, который в проповеди Евангелия подчеркивал святой Николай Японский: "Сначала полюби того, кому говоришь проповедь, потом вызови любовь к себе, а потом говори о Боге". Проповедь для молодежи часто бывает такой, что молодежь слышит, что ей говорят, но видит, что её-то не понимают. Нужно не просто демонстрировать понимание, а действительно понимать молодежь, вникать во все её проблемы", - сказал он.
"Главное, чтобы к молодежи обращались те, кто её реально понимают. Еще ни в коем случае нельзя "учить жизни", разговаривая с молодежью. Взрослые люди иногда хотят быть учителями, а молодежь, как правило, не любит, чтобы её учили: "они сами знают, что делать", - подчеркнул отец Максим. "С молодежью нужно разговаривать на равных. Нужно дать понять, что мы не собираемся ничему их учить, а просто хотим поделиться своими знаниями", - подытожил он.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, считает, что главное в проповеди - искренность. "Если проповедник хочет донести суть, то нужно говорить честно и понятно", - сказал он. "Яркий пример для меня в этом митрополит Антоний Сурожский (Блум), который известен своими проповедями. У него даже есть рассказ, про то, как он однажды оказался в обществе хиппи и там очень живо описывается, как он разговаривал с ними о Христе", - подчеркнул священник.
"Проповедь должна быть честной, естественной. Люди не верят тем, кто лицемерит, и не уважают таких людей. Учиться общаться с молодежью нужно начинать в семье. Нужно понять каждого, разобраться, что для этого человека важно и нужно, и самое главное - разобраться: ты ли к нему пришел со своей миссией или он тебе пришел. Навязываться нельзя: если тебя слушать не хотят, то и не услышат", - заключил отец Сергий.
Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы священник Филипп Ильяшенко считает, что с молодежью разговор о Боге должен складываться особенным образом. «В любом тематическом разговоре молодежь требует к себе подхода, отличного от разговора с другими возрастными категориями, поскольку молодость - это особый период жизни, когда человек готов удовлетворять свои амбиции, не считаясь с какими-либо препятствиями и не идя на компромиссы», - заявил он.
По мнению отца Филиппа, «разговор с молодежью должен основываться на честности и прямолинейности. Проповедник должен уметь, не снижая планку, говорить на простом и общедоступном языке, понятном как доктору наук, так и простому студенту. Кроме того, любому проповеднику очень важно осознавать, что в своей речи главное привести молодежь к Богу, а не к себе». «Проповедник, который будет соблюдать эти особенности, безусловно, добьется положительных результатов в своем деле», - заключил он.