Как подчеркнул Б.Грызлов, "важно обеспечить (оптимальный баланс между интересами коренного населения и трудовых мигрантов с учетом объективно существующих этнических, языковых, культурных, конфессиональных различий". "К сожалению, даже представители стран с глубокими демократическими традициями далеко не всегда понимают межкультурный диалог как разговор разных, но равных культур. Разговор, основанный на взаимном уважении и ненавязывании другой стороне собственных стандартов", - подчеркнул Грызлов.
"Между тем изложенные Грызловым мысли небесспорны, - отмечает издание. - Исторический опыт свидетельствует, что если не все, то подавляющее большинство государств строились не на равноправии, а на иерархии культур, одна из которых как раз и задавала (то есть, так или иначе, навязывала - не всегда силой) остальным свой стандарт. Так, Россия на всем протяжении своей истории была многонациональной и многоконфессиональной, но особая роль русской культуры (а до революции - и Православия, на котором русская культура зиждется) никогда не подвергалась сомнению. Культуры национальных меньшинств "имели хождение" внутри национальных общин, но общее для всех пространство формировала культура русская".
Желая выяснить отношение православных священнослужителей к тезису Грызлова, корреспондент издания обратился к ним с вопросом: Оправдана ли, по-вашему, идеология равенства культур и "ненавязывания стандартов"?"
"Действительно, Россия не монокультурна и не мононациональна, - заметил директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко. - Но в России веками жили народы, не представимые без России. И г-ну Грызлову следовало бы подумать сначала о сохранении культур коренных малых народов, что, кстати, вписывается в культурную политику Евросоюза. Почему забота о традициях мигрантов должна быть для нас важнее?" - заметил он. "Много ли у нас сейчас издается книг, написанных представителями малых народов? У нас на глазах малые народы утрачивают свои языки и традиции", - добавил священник.
"О мигрантах, которые оказались у нас в силу различных исторических катаклизмов (и это наше общее горе) мы, конечно, тоже можем печься, но только, простите, во вторую очередь. И г-н Грызлов должен все-таки осознать, что забывать об интересах коренных народов России, больших и малых, чтобы угодить всем прочим, просто неприлично", - заключил он.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, подчеркнул, что игнорировать доминирующую роль культурной традиции коренного населения недопустимо. ""Мультикультурность" - нонсенс. Если носитель какой-то культурной традиции приезжает в страну, где принята иная культурная традиция, то этот человек либо должен как-то приспособиться к этой традиции, что вовсе не означает отказа от его собственной традиции, либо, если это неприемлемо по каким-то внутренним причинам, он может спокойно вернуться к себе на родину. По-моему, это совершенно очевидно, и ничего унизительного в этом нет", - сказал он. "Что же касается межнациональных конфликтов, то по большей части они обусловлены причинами социального, а не культурного характера", - добавил он.
Иерей Валерий Буланников, сотрудник Миссионерского отдела Московского Патриархата, клирик храма Святителя Николая в Отрадном, подчеркнул, что культура иерархична по своей сути. "Именно иерархический принцип, уважающий культурное своеобразие и свободу выбора и положенный в основание национальной политики дореволюционной России, позволял мирно жить в одном государстве самым разным народам. Эта иерархическая структура была совершенно естественной и воспринималась как данность. А большевицкий принцип "равенства" был направлен в первую очередь на разрушение России", - сказал он.
"Я 14 лет прожил в США. На моих глазах принцип "мультикультурности" внедрялся в общественное сознание. Это привело к резкому падению уровня образования и к резкому снижению уровня терпимости в отношениях между различными этнокультурными группами", - отметил священник. "Мультикультурность" в принципе разрушает национальную традиционную культуру и становится в наше время мощным средством управления "народной массой", - заключил он.