Вместе с тем, отмечает, отмечает Regions.Ru, в искусстве вообще отделить подлинных художников от шарлатанов - задача сложная, с которой не справляются и профессиональные искусствоведы и критики. К современному, экспериментальному искусству, это относится сугубо: там очень многое делается специально с целью вызвать скандал. Напомним, что прежде обычно поддержкой современных направлений в искусстве занимались частные лица (как, например, П.М.Третьяков), и лишь затем деятельность некоторых из них получала государственную поддержку.
"Как вы думаете, должно ли государство поддерживать искусство вообще и экспериментальное в особенности? Как следует выбирать объекты такой поддержки, чтобы она не превратилась в поощрение бездарностей?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, уверен, что государство должно поддерживать развитие искусства, в том числе и новаторского. "Но все-таки в первую очередь, по-моему, нужно помогать художникам, развивающим принципы классической и национальной традиций", - сказал он. "Отдельный вопрос - как распознать настоящий талант, особенно в современных направлениях искусства. Видимо, нужна комиссия, состоящая из компетентных и творческих людей, обладающих безусловным нравственным авторитетом. Эта комиссия и должна выявлять действительно талантливых художников и давать соответствующие рекомендации правительству", - полагает отец игумен. "Нельзя допустить, чтобы наши таланты, не признанные дома, уезжали за границу. Это очень серьезная проблема. Нужна четко работающая система помощи талантливым художникам, но она не должна стать очередной кормушкой для непорядочных людей", - заключил он.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, считает, что государство непременно должно поддерживать искусство. "Только то государство, которое поддерживает искусство и культуру, можно назвать просвещенным. А если государство будет опираться только на экономику и военную мощь, то оно окажется недолговечным, о чем и свидетельствуют истории военных империй. Поэтому у правящих кругов должно быть четкое представление о том, что есть настоящее искусство и культура. К сожалению, у многих государственных деятелей это представление является весьма размытым", - сказал он. "Безусловно также, что поддерживать нужно только то искусство, в основании которого лежат высокие духовные и нравственные принципы. Разве можно одновременно поддерживать высокое искусство, опирающееся на классические традиции, на незыблемые законы гармонии, и искусство, отрицающее традицию и гармонию в принципе?", - риторически спросил он.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района, уверен, что государство должно поддерживать настоящее высокое искусство. "Очевидно, например, что без внешней финансовой помощи ни один симфонический оркестр в наше время не выживет. Классическая музыка - не ширпотреб, который не только самоокупается, но и доход приносит", - сказал он. "Ну а что касается экспериментального и новаторского искусства, то что именно в нем нуждается в государственной поддержке, должны решать авторитетные эксперты, способные разглядеть, что скрывается за необычными и новаторскими формами - талант или бездарность", - считает священник. "Если же государство действительно хочет, чтобы наша страна окончательно не обыдлилась и не обаранилась (более мягких выражений я в данном случае найти не смогу), оно должно в первую очередь поддерживать высокое классическое искусство", - заключил он.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, считает, что само внимание государства к сфере культуры и искусства - благой знак. "Мне представляется обнадеживающим то, что на столь высоком уровне было выражено пожелание о поддержке культуры и искусства, т.е. тех вещей, без которых в утилитарном аспекте наше современное государство могло бы в принципе и обойтись", - сказал он. "Если речь идет именно о государственной поддержке, то, безусловно, выбор объектов для поддержки будет принадлежать нашим государственным деятелям и будет зависеть, видимо, от их личных вкусов и эстетических предпочтений", - добавил священник. "Само собой разумеется, что нормальное государство должно способствовать раскрытию творческого потенциала народа, помогать действительно талантливым мастерам добиться признания, поддерживать в том числе и тех, чье творчество может не совпадать с генеральной линией государственной политики", - заключил он.
Священник Георгий Ореханов, заместитель декана по учебной работе богословского факультета ПСТГУ, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах, полностью поддерживает предложение Президента. "C моей точки зрения, государство должно поддерживать искусство. И так было всегда в России. При всех недостатках системы, поддержка искусства всегда существовала и искусство без такой поддержки выжить не может. Особенно у нас в России, так как у нас системы общественной поддержки культуры не существует", - сказал он. "Президент прав в том, что должны поддерживаться новации, так как многие деятели искусства не могут добиться реализации своих проектов", - подчеркнул священник. "Способ есть один: должна существовать группа экспертов, которой бы доверяло государство и именно такие люди, профессионалы должны подтверждать ценность того или иного произведения. В такую группу должны входить люди общепризнанные, уважаемые не только в государстве, но и в обществе", - подытожил отец Георгий.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, считает делом первостепенной важности повысить уровень преподавания эстетических дисциплин в школах. "Мы все знаем из истории, что искусство всегда находилось под покровительством власти. Поэтому государственная поддержка - это нормальное явление", - сказал он. "Но важно не допустить давления на деятелей искусства со стороны государства. Иначе и возникают политические заказы, поддержка бездарностей и тому подобные вещи. Очень хотелось бы, чтобы государство направило свои силы больше на преподавание предметов культурного цикла в школах", - подчеркнул отец Сергий. "Мы не можем судить, что будет после того, как государство возьмется за поддержку искусства. У нас уже был опыт в ХХ веке, когда искусство полностью подчинялось государству и было под контролем власти. Ничего хорошего из этого не вышло. И такая опасность до сих пор остается. Мне кажется, что нужно доверить эти вопросы профессионалам - людям, которые связаны с миром искусства. Пусть они направляют государство в этой сфере", - подытожил священник.