Численность Главного оперативного управления планируется урезать с 500 до примерно 200 человек, а общее количество сокращенных должностей превысит 1000. Директива министра поступила уже после войны в Южной Осетии, однако её разработка началась ранее, после того как в мае был уволен бывший начальник Генштаба Юрий Балуевский.
Логика реорганизации представляется простой - со времен Советской Армии численность Вооруженных Сил уменьшилась более чем в четыре раза, а центральные органы в значительно меньшей пропорции, из 1 млн. 134 тыс. военнослужащих ВС РФ примерно 330 тыс. офицеры и генералы, поэтому оптимизация неизбежна.
Сообщается, что одной из причин сокращения стало желание министра обороны Анатолия Сердюкова убрать из Генштаба так называемых офицеров с московской пропиской. Дело в том, что еще в бытность министром обороны СССР маршала Дмитрия Язова (1987-1991) сложилась практика брать в центральные органы управления Минобороны офицеров-москвичей, чтобы не разбираться с квартирным вопросом. Эта практика сохранилась и по сей день. Поэтому в управлениях и службах Минобороны сейчас сформировался значительный контингент старших офицеров, не имеющих опыта работы в частях.
Еще в марте 2008 года министр Сердюков приказал подготовить предложение по переводу на "гражданку" почти 200 тыс. военных медиков, журналистов, юристов и тыловиков. Военнослужащие из этих категорий, а таковые имеются и в Генштабе, попадут под сокращение первыми.
Однако, не все согласны с предлагаемыми мерами. Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов оценивает происходящее как стратегическую ошибку.
Рассказывают, что нападение Грузии на Южную Осетию застало Генштаб врасплох. Бывший начальник Главного оперативного управления Генштаба (ГОУ ГШ) был уволен, новый не назначен, почти все офицеры ГОУ отправлены в отпуск, так как новое руководство МО затеяло переезд ГОУ в другое здание на Ленинградском проспекте, и там ни документов, ни карт найти было невозможно. Военные на местах были в растерянности. Дошло до того, что начальник Генштаба стал звонить им же уволенному бывшему начальнику ГОУ Александру Рукшину и просить его навести порядок - Рукшин отказал ему, а затем и Министру обороны, и подчинился только Владимиру Путину. После "высочайшего" звонка генерал приехал в Генштаб и взял управление операцией на себя. Только тогда начались скоординированные и эффективные действия войск.
Этот пример показывает важность Генерального штаба как мозга Армии и особенно таких его управлений как Главное оперативное, подлежащих теперь резкому сокращению.
К тому же у части военных есть опасения, что причиной сокращения стала борьба за власть и желание "пиджаков" и "мебельщиков" из аппарата гражданского министра обороны ослабить своего конкурента - Генеральный Штаб.
Непрекращающаяся в недрах Министерства Обороны борьба есть результат заимствованной из США модели управления военным ведомством построенной на его разделении, на аппарат министра обороны, в котором гражданские, по преимуществу, чиновники, должны по замыслу, заниматься вопросами снабжения войск, финансированием и прочей бухгалтерией и Генштаб занятый боевой подготовкой и непосредственным управлением войсками.
В Америке подобная схема, в целом, эффективно работает, т.к. является привычной для политической культуры и всей жизни США, построенной на разделении, конфликте интересов и войне всех против всех, а в России, в силу цивилизационных отличий, эффективность этой схемы весьма сомнительна.
Для русских людей естественной является целостная, иерархически организованная власть. Поэтому скопированная из-за океана модель, приводит к ступору, склокам, попыткам двух "ветвей власти" внутри одного ведомства подчинить друг друга. В результате высшие чины МО вынуждены руководствоваться не интересами дела, а логикой бюрократической войны на уничтожение.
Для того чтобы преодолеть существующий перекос необходимо либо окончательно разделить сферы влияния Министерства обороны и Генштаба, так что бы министр обороны или начальник Генштаба даже теоретически не могли строить планы по взаимному подчинению и прекратили борьбу полномочий, либо решительно увеличить власть министра обороны, и вернуться к тому положению, когда он выступал защитником и лоббистом интересов Генштаба как одной из структур напрямую ему подчиненной.
К. Новиков