Среди множества икон, неоднократно являвших чудное заступление небесных сил святой Руси, особенно почитаемыми являются образы Пресвятой Богородицы. Русский народ, в лучшей его части, издавна прибегал к Пречистой, находя под Её омофором утешение в скорбях и несчастьях. Одним из образов, чтимых на Руси с XVI-го века, стал образ Казанской Божией Матери, названный так потому, что он был обретён в граде Казани.
Произошло это в 1579 году после лютого пожара, спалившего половину казанского посада. Не показала Владычица Образа Своего ни святителю града, ни начальнику властей, ни вельможе богатому, ни мудрому старцу. Но открыла Своё сокровище, чудный Свой Образ, источник неисчерпаемый, приходящим с верою «десятилетней девице, именем Матрона, дочери одного человека из простецов, служившего на войне стрельцом». Об этом сообщает составитель «Повести о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии…» митрополит Казанский и Астраханский Ермоген, будущий священномученик, Патриарх всероссийский.
Пресвятая Богородица трижды являлась девочке Матроне в видении, повелевая найти икону. Вскоре икона действительно была найдена и торжественно перенесена архиепископом Казанским в ближайшую церковь святого Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление.
Когда польские войска захватили Москву в 1612 году, в ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Пожарский, был прислан из Казани список чудотворного образа Пресвятой Богородицы. После усердной молитвы русских воинов перед иконой, дружине стало известно о видении греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле. Он увидел преп. Сергия Радонежского, который объявил архиепископу, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.
Получив такую духовную поддержку, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, а затем и сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.
До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича местные празднования - казанское 8 июля и московское 22 октября - стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.
После 1917 года празднование 4 ноября было предано забвению, и всей Советской стране было предписано отмечать, как самый главный народный праздник, 7 ноября. Когда советская власть пала, опять встал вопрос о народных праздниках как символах объединения нации в новой демократической России.
В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой отмечать 4 ноября на государственном уровне - как общенациональный праздник, объединяющий все народы России. Религиозные лидеры предложили сделать этот день выходным.
Инициатива была поддержана: в Государственную думу России группой депутатов от "Единой России" был внесён законопроект, по которому праздник 7 ноября - День согласия и примирения - был отменён, а взамен появился День народного единства, который и отмечается 4 ноября.
Нельзя не приветствовать такое решение. День 4 ноября, вбирающий в себя вековые чаяния российского народа, - добрый царь, истинная вера, соборность - может стать тем праздником, который напомнит нам о славных свершениях наших предков и о том, сколь долго мы должны трудиться, чтобы быть достойными их. Хотелось бы, чтобы в этот день после торжественных церковных служб каждый, кто может, потрудился бы бескорыстно на благо своего Отечества, отдавая часть заработанных средств нищим, сирым и убогим согражданам.
Горько сознавать, что сегодня об этом говорить ещё преждевременно. Виной тому нетерпимость, нам свойственная, отсутствие покаянного духа и миролюбия. Первое празднование Дня народного единства закончилось скандалом: главным событием этого, по идее - радостного для всех, дня стал марш праворадикальных организаций. В то время как большинство россиян, судя по опросам социологов, так и не уяснило себе смысл праздника, радикалы превратили его в праздник "освобождения от польско-литовских захватчиков"…
Но, к счастью, все возвращается на круги своя.
Сегодня, 21 июля, Крестный ход с чудотворным образом Казанской иконы Божьей Матери состоится в Казани и других городах и весях России.
В.Улыбин