Отметим, что в октябре с. г. пройдет очередное заседание группы стратегического видения "Россия - Исламский мир", которое будет посвящено позициям России и мусульманских стран в области межрелигиозного диалога. Главной темой обсуждения станет вопрос: каким образом попытаться содействовать развитию межрелигиозного диалога, особенно в условиях дехристианизации Европы?
В свою очередь, касаясь проблемы взаимоотношения Православия с исламом, главный муфтий Чувашии Альбир-хазрат Крганов подчеркнул, что сравнивать Россию и Европу в области межрелигиозного диалога очень сложно ввиду различных исторических обстоятельств. "Отношения между традиционными российскими конфессиями уже давно строятся на взаимоуважении и взаимопонимании. Только поэтому и может функционировать Межрелигиозный совет России, на котором религиозные деятели обсуждают общие для всех нас проблемы", - сказал Крганов. "Сейчас мусульманские страны относятся к России с большим уважением, надеются на ее поддержку, так как их не устраивает однополярный мир с его двойными стандартами. Поэтому сейчас, я думаю, самое время развивать и укреплять отношения с исламским миром. Сейчас мы уже видим конкретные шаги: к примеру, в ОАЭ дали разрешение на постройку православного храма", - добавил муфтий.
Исламовед Роман Силантьев отметил, что "межконфессиональный диалог должен быть равноправным двухсторонним общением на практической основе". "Естественно, что ислам в тех странах, в которых запрещено строить храмы, носить нательные кресты и так далее - враждебен христианству вообще, и православию в частности", - добавил он.
"Чего нельзя допускать в диалоге - это ультимативных требований признания чего-либо, что уже не признано другой стороной. Такие требования-предложения разрушают доверие между сторонами", - подчеркнул ученый. "Практической стороной диалога может стать и укрепление норм традиционной морали, присущей обеим религиям, противостояние нравственному релятивизму и волне "западных ценностей", - отметил он. "Кроме того, мне кажется неправильной практика покаяния за исторические грехи: есть большие сомнения в том, что люди современные могут каяться за грехи своих предков", - заключил Роман Силантьев.