Представитель Русской Православной Церкви назвал высказывания ватиканского астронома "частным мнением отдельного человека", которое нельзя принимать за позицию Католической церкви в целом. "Данный вопрос, по моему глубокому убеждению, не имеет отношения к основной миссии Церкви, коей является спасение человеческой души", - сказал отец Игорь. По его словам, рассуждать об инопланетянах можно только "отвлеченно и умозрительно", поэтому сама постановка вопроса кажется священнику "праздным любопытством". "А о чем, собственно, речь? Вот если бы действительно был реальный факт - приземлился космический корабль и оттуда вышли инопланетяне - тогда можно было бы серьезно говорить о том, как Церковь к этому относится", - сказал священник.
Отвечая на вопрос о целесообразности подготовки к встрече с пришельцами заранее, он отметил, что сейчас человечество еще не может подготовиться к землетрясениям или цунами, которые уносят тысячи жизней, а хочет подготовиться к "каким-то фантазиям". "Почему в XIV или XV веках об этом не говорили? Это фантазия, которая взбрела в голову человеку, когда технически стало возможно воздухоплаванье. Сама эта тема обусловлена чисто техническим прогрессом, а не объективной реальностью или необходимостью", - считает отец Игорь. Он предположил, что если собрать вместе богословов - и православных, и католических - для обсуждения возможности существования инопланетян с точки зрения Церкви, то найдутся самые различные мнения. "Одни скажут: как мы можем ограничивать действия Бога?! Другие будут утверждать, что земная цивилизация является уникальным творением Божиим", - добавил он. Что касается соотношения различных теорий внеземных цивилизаций с библейским учением о сотворении и истории мира, то, напомнил он, "Библия не обязана описывать технические подробности сотворения мира". "У Священного Писания своя логика и своя цель - общение человека с Богом, приведение человека к Богу, спасение души. В Библии не говорится об устройстве молекул и атомов, о телевизоре, интернете и мобильных телефонах, которыми мы пользуемся сегодня. Библия - это не канал "Дискавери" - заключил священник Игорь Выжанов.
В свою очередь, профессор Московской духовной академии (МДА) Алексей Осипов заявил, что "с точки зрения православного богословия нет оснований говорить о возможности наличия внеземных цивилизаций, которые обладают разумом и что-то созидают". По его словам, такая позиция основана, во-первых, на том, что упоминание о внеземных формах разумной жизни "отсутствует в Новом завете". "Во-вторых, в Церкви имелось очень много людей, которые достигали высочайшей степени богоподобия и святости, и ни один из них никогда не говорил об этом, хотя об очень многих других вещах они говорили", - заметил профессор Осипов.
Кроме того, продолжил он, современная астрономия, "продвигаясь далеко вглубь Вселенной, до сих пор не нашла ни одной планеты, о которой можно было бы сказать, что там есть жизнь, подобная той, которая есть на Земле". "Есть все основания отрицать существование какой-либо внеземной разумной цивилизации", - подытожил он. Как отметил А.Осипов, Православная Церковь специально не рассматривала этот вопрос, чтобы вынести о нем определенное суждение. В то же время, по его словам, целый ряд богословов, которые занимались вопросом внеземных цивилизаций, пришли к выводу о том, что космический мир слишком богат, и в нем есть явления, которые пока неизвестны. Но с их точки зрения это явления астрономического порядка, а не духовного. Есть, по словам профессора, и другая точка зрения, которая была высказана, в частности, иеромонахом Серафимом Роузом, "очень известным иеромонахом и заслуживающим всякого уважения аскетом XX века", американцем, который сначала изучал восточную философию, "был глубоко вовлечен в поиск истины и после долгих исканий пришел к Православию". Отец Серафим допускал существование "духов, которые окружают земную планету и проникают в человеческий мир и даже воздействуют на отдельных людей или какие-то жизненные процессы". "Он говорил, что эти духи, поскольку не могут быть отнесены к духам святым, то есть к ангелам, на церковном языке называются бесами", - пояснил профессор Алексей Осипов.
Русская линия