Чтобы правильно реагировать на происходящее сегодня на Украине, надо прежде всего понять, что там происходит, отмечает Нарочницкая. "Почему, обретя самостоятельность, Украина вдруг становится вовсе не братским и дружественным государством? Как это ни парадоксально - причина в генетической общности и крайней близости наших народов. "Братские" отношения - не вымысел, но это сложнейший и противоречивый социодуховный феномен, это комплекс как притяжения, так и отталкивания и ревности. Первый смертный грех, совершенный человеком на Земле, - это братоубийство, когда взревновавший Каин не смог вынести существования рядом с собой богоугодного Авеля. Известно, что гражданские и религиозные войны между единородцами по личной ожесточенности превосходят межгосударственные столкновения", - констатирует политик.
"Надо понять, - пишет Нарочницкая, - что именно отречение от общерусской и общеправославной судьбы позволяет обосновывать историческую логику не просто отдельного от России, но ориентированного стратегически и духовно на Запад развития Украины (...) Главный итог - переписывание истории под углом зрения многовековой борьбы Украины с "имперской угнетательницей" Россией. Мазепинщина как историческая идеология преподается в школах, но те, кто делает это, забывают, что в свое время из 16 епископов, анафематствовавших Мазепу, 14 были как раз малороссами".
По мнению политика, активную роль в этом процессе играет Ватикан, политика которого "толкает Украину с геополитической точки зрения в знакомые исторические тиски между "латинской" Галицией и крымскими татарами, поощряемыми из Львова и Стамбула: из этих тисков Украина вырвалась однажды только через Переяславскую Раду. Но осуществить полное геополитическое и духовное разъединение русских и украинцев - эту давнюю цель, не раз откровенно сформулированную экс-советником президента США по национальной безопасности Збигневом Бжезинским, - можно, лишь вытеснив Россию из Крыма и Севастополя. Это прекрасно понимали и в XIX веке виднейшие русские интеллигенты - от поэта Державина до канцлера Горчакова".
"Сегодня, - замечает Нарочницкая, - как будто в зеркале истории, посредниками в переговорах появляются "тени забытых предков": президенты Литвы и Польши - католических государств, что задолго до возрастания Москвы поработили православную Украину и замышляли в XVI веке так называемую Балто-Черноморскую унию, санитарным кордоном отделяющую Московию от морей и от "цивилизованной" Европы. И сегодня униатство объявляет себя единственной воинствующей "крестоносной" церковью "украинского возрождения" с целью сокрушить православие и прорусское мировоззрение украинцев. Отречение от общеправославной судьбы позволяет обосновывать историческую логику не только отдельного от России, но ориентированного стратегически и духовно на Запад развития Украины".
Между тем, заключает православный политик, "именно Русская Православная Церковь после распада страны оставалась единственной структурой, соединяющей в духовной сфере бывшую политическую общность". Но "в то время как подавляющее число (украинских) верующих остались верными УПЦ Московского Патриархата и весьма активно выступают против расколов, именно униаты и раскольники пользуются вниманием Ватикана и Запада". "Сегодня Православную Церковь, к сожалению, втягивают в большую политику. Но и оставаться вне ее именно сейчас уже невозможно", - уверена Нарочницкая.