"Существует путинское большинство. Оно сплотилось под определенное мировоззрение. Я бы даже сказал - пока еще мироощущение, на котором выстроена одна основная партия. Однако, несмотря на ее общее доминирование, остались три парламентские партии, которые вполне доказали свою жизнеспособность, при всех тех колоссальных барьерах, которые существуют. На протяжении последних лет, когда формировалась нынешняя партийная система, руководство говорило о движении в сторону партийного правительства. Затем последовало решение Путина стать премьером, и был объявлен "курс-2020". В результате мы сейчас имеем новую политическую систему, которая полностью вписывается не только в рамки Конституции, но и текущего российского законодательства", - считает аналитик.
При этом Леонтьев усматривает в согласии Путина стать во главе ЕР историческую традицию: "Вообще постсоветская политическая система была советской по сути (...) Нашей страной всегда управляли генсеки. А уж как именно их назвать, как конкретно перераспределены полномочия и как у нас "разделяются ветви власти" - это все из разряда "лохматить бабушку"".
Пока, подчеркнул Леонтьев, "мы имели сильную президентскую власть, техническое правительство и подсобно-прикладной парламент"; теперь же, в связи с последним решением В.Путина, "мы имеем партию, которую возглавляет политический лидер, причем безусловный национальный лидер". "Возглавив партию, которая имеет большинство в парламенте, ее лидер станет во главе правительства. Таким образом, мы получаем не техническое, а теперь уже политическое правительство, которое опирается на партию. Последняя же ставит перед собой задачу реализовать конкретный курс. Наконец, мы имеем Президента, который не уступил (и, я думаю, в будущем тоже не утратит) ни одного пункта из своих конституционных полномочий", - сказал Леонтьев.
Так что, полагает аналитик, "все получается достаточно простенько, понятно и толково": "Президент сдвигается в сторону общих гарантий и режимов. Он призван гарантировать безопасность и развитие страны. Это касается сферы обороны, безопасности, правопорядка и внешней политики. Это, собственно, тот контур, в рамках которого происходит развитие. Правительство же отвечает непосредственно за само развитие. А это означает, что оно отвечает за определенный политический курс. Курс вообще не может быть непартийным (в том смысле, что он всегда идеологичен). Потому что любой курс должен в конечном итоге к чему-то привести. А общий режим не должен быть идеологичен. Он должен быть универсален. Таким образом, мы получаем универсального Президента и идеологического (партийного) премьера, который возглавляет правительство. А парламент становится ареной для проявления этой политики в виде законодательной деятельности".
При этом, продолжил Леонтьев, "вся эта история, о которую некоторые "чешут языки", а другие потешаются - как так: Президент возглавил партию, не являясь ее членом?, может получить неожиданное развитие. Не исключаю, что после того, как Владимир Путин сложит свои президентские полномочия, он вступит в партию (...) Президент же должен оставаться вне партии. Он просто не может в нее войти. Персональная конструкция возникающей системы также весьма интересна. Путин был и остается политическим лидером. А реальным главой государства на сегодняшний момент является Дмитрий Анатольевич Медведев. Но если на первом этапе Путину было важнее и интереснее заниматься стабилизацией (поскольку она была предпосылкой всего - в том числе и выживания страны), то теперь функции поддержания стабильности и поддержания общего порядка можно передать соратнику. А самому заняться реализацией объявленного курса развития России. А именно - ускоренной модернизацией. Это сейчас важнее. Во всяком случае, стабильность у нас уже есть", - заключил Михаил Леонтьев.
Русская линия