С сентября 1854 г. Корнилов возглавил оборону Северной стороны Севастополя, а после сражения на р. Альме, являясь начальником штаба гарнизона Севастополя, стал во главе обороны всего города. Сослуживцы писали, что вице-адмирал Корнилов "совокуплял в себе взаимодействие всех отраслей обороны: инженерной, морской, сухопутной и артиллерийской" и что "можно, не боясь обвинения в пристрастии, сказать, что вся беспримерная оборона Севастополя была создана Корниловым".
5 октября 1854 г. Корнилов был смертельно ранен на Малаховом кургане неприятельским ядром, раздробившим левую ногу вице-адмирала у самого живота. Офицеры подняли его на руки и положили за бруствером между орудиями. Тяжело раненный флотоводец успел отдать последний приказ-завещание: "Отстаивайте же Севастополь", после чего он потерял сознание, не испустив ни одного стона. Последними словами героя были: "Благослови, Господи, Россию и Государя, спаси Севастополь и флот".
Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского художника, одного из самых крупных представителей православного искусства к. XIX - н. XX вв. Михаила Васильевича Нестерова, скончавшегося в 1942 году.
Он родился 19 мая 1862 года в Уфе в семье купца. Окончив уфимскую гимназию и московское реальное училище, Нестеров, проявивший талант художника, продолжил свое образование в Училище живописи, ваяния и зодчества и в натурном классе Академии художеств. В 1885 г. за картину "Призвание Михаила Федоровича Романова" Нестеров получил звание свободного художника.
Утрата в 1886 г. любимой жены обратила Нестерова к осмыслению православной веры. Поэтизировавший русскую природу и старину, художник искал нравственный идеал в одухотворенной гармонии древнерусской жизни ("Юность преподобного Сергия", "Святая Русь", росписи в Марфо-Мариинской обители и др. храмах), пейзажах. Сам художник считал сутью своего творчества "поэтизированный реализм".
Был у Нестерова и явно выраженный талант иконописца, который особенно ярко проявился при росписи Владимирского собора в Киеве. Продолжая традиции древнерусской иконописи, Нестеров создал проникнутые поэзией, кротким и задумчивым религиозным чувством образы Спасителя, Пресвятой Богородицы и многих святых. В его росписях (Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, свв. Кирилл и Мефодий, св. Николай Чудотворец, свв. Борис и Глеб, свв. Константин и Елена, св. Филарет и вмц. Варвара) ощущается духовная красота традиций Святой Руси. Нестеров участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок и был одним из членов-учредителей "Союза русских художников".
По своим политическим взглядам художник стоял на твердых патриотических и монархических позициях. После Октябрьской революции художник остался в России, но был вынужден оставить прежнее направление своей живописи, переключившись на портреты и пейзажи. Наиболее заметным явлением того времени стал созданный им ряд психологических портретов известных деятелей русской культуры и науки (А.В.Щусева, В.И.Мухиной, И.П.Павлова и др.).
Русская линия