Вчера, 25 июля, президент Татарстана М.Ш.Шаймиев принял в своей резиденции в Казанском Кремле митрополита Московского и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Корнилия (К.И.Титова) по его просьбе, передаёт наш собственный корреспондент из Казани.
Помимо старообрядческого митрополита (прибывшего в Казань несколько дней назад на празднование Дня явления чудотворного Казанского образа Божьей Матери,) со стороны РПСЦ на встрече присутствовали управляющий делами Казанско-Вятской епархии, настоятель храма Во Имя Казанской иконы Божьей Матери протоиерей Г.Г.Четвергов - младший брат скончавшегося в августе прошлого года митрополита Андриана (А.Г.Четвергова), а также секретарь митрополита Корнилия протодиакон В.В.Савельев. Как сообщают местные информационные агентства, наряду с наиболее злободневными для местных "поповцев" вопросами - завершением затянувшегося на десятилетия восстановления двух казанских старообрядческих храмов - Во Имя Казанской иконы Божьей Матери и Покровского Кафедрального собора (находящихся ныне в распоряжении РПСЦ), а также - строительства нового храма пророка Илии в Набережных Челнах и передачи им в пользование придела Благовещенского собора города Казани, на встрече был поднят вопрос о возможности проведения в 2009 году в столице Татарстана "Всемирного Старообрядческого Собора" РПСЦ .
Несомненно, то, насколько велика окажется вероятность созыва последнего именно в Казани, сегодня во многом зависит от желания местных властей принимать у себя старообрядческих делегатов со всего мира и их финансово-технического участия в реконструкции и строительстве старообрядческих культовых объектов. Не зря Собор предлагается провести в далеко ещё "недоделанном" Покровском Кафедральном соборе, 100-летие освящения которого планируется отметить в сентябре 2009 года. Таким образом, представители РПСЦ хотят, по-видимому, "убить сразу двух зайцев", один из которых, а именно - всемирный религиозный форум старообрядцев, должен придтись по вкусу и нынешнему руководству республики, так как он, безусловно, будет способствовать укреплению культивируемого им имижда Татарстана в качестве "самого толерантного" региона Российской Федерации.
Думается, что Казань вовсе не случайно рассматривается руководством РПСЦ в качестве наиболее предпочтительного места проведения "Всемирного Старообрядческого Собора". Очевидно, что для этого имеется целый ряд веских оснований как исторического, так и современного, благоприятно-конъюнктурного характера. Как известно, до богоборческой революции 1917 года старообрядчество, представленное множеством толков, обладало в Казани и Казанской губернии (и главным образом - во втором по значению уездном городе Чистополе) значительным общественным, экономическим и духовно-культурным влиянием. Местная история хранит имена таких известных старообрядческих купцов и благотворителей ("поповского" и "беспоповского" толков), как В.А.Савинов, И.П.Карпов, Я.Ф.Шамов, династий Свешниковых, Четверговых (к роду которых принадлежат покойный митрополит Андриан и нынешний управляющий делами Казанско-Вятской епархии протоиерей Геннадий) и других.
В начале прошлого века, с объявлением Императором Николаем II ряда религиозных и общественно-политических свобод, местное старообрядчество, многие представители которого придерживалось умеренно-монархических взглядов, начало также активно набирать политический вес. Достаточно упомянуть лишь о том, что, по крайней мере, двое из четырёх руководителей местных умеренно-монархических организаций - Казанского Губернского отдела "Торгово-Промышленной Партии" (купец М.Л.Свечников) и Чистопольского отдела "Казанской Партии Манифеста 17 Октября" (купец А.Я.Логутов) - были старообрядцами (таковым же, судя по всему, являлся и глава Чистопольского отдела "торгово-промышленников" купеческий сын Н.В.Маланьичев). Не удивительно поэтому, что с приходом к власти большевиков местные старообрядцы, как люди традиционного русского склада ума, наравне с приверженцами "официальной" православной церкви, подверглись жёстоким гонениям и преследованиям.
В настоящее время старообрядчество в республике переживает период постепенного возрождения, которое происходит достаточно трудно и непривычно безденежно. По данным представителей Казанско-Вятской епархии РПСЦ, последняя объединяет в себе сегодня восемнадцать общин (в 2004 году таковых было пятнадцать), действующих на территории Татарстана, Марийской, Удмуртской, Чувашской республик, Кировской и Ульяновской областей. При этом в самом Татарстане функционируют три общины - в Казани, Набережных Челнах и в селе Соболевское Верхнеуслонского района, а также - старообрядческий лагерь в селе Тихий Плёс того же района, где, по слухам, планируется создание женского монастыря. Численность прихожан пока невелика, но, тем не менее, Казань по-прежнему воспринимается старообрядцами-"поповцами" как традиционный духовно-исторический центр всего региона. Кроме того, в Казани и Чистополе действуют две общины "беспоповцев", представляющих Христиан древле-православно-кафолического вероисповедания и благочестия Старо-поморского согласия.
Обращает на себя внимание и усиление в последнее время в руководстве РПСЦ своеобразного "казанского лобби": два её предстоятеля подряд - Андриан и Корнилий до своего избрания митрополитами возглавляли Казанско-Вятскую епархию. "Казанцем", получившим высшее педагогическое образование в столице Татарстана, является и их секретарь - протодиакон В.В.Савельев. В связи с этим следует предположить, что в верхах РПСЦ хорошо осведомлены о религиозной ситуации в республике, которая, несмотря на имевшие место несколько лет назад резкие заявления по поводу возведения в Казани в непосредственной близости от старообрядческих храмов католического костёла, по-видимому, представляется им весьма благоприятной. Очевидным является и то расположение, которое проявляет к представителям РПСЦ сам глава республики.
Известно, что за последние три года - это уже вторая личная встреча М.Ш.Шаймиева с Предстоятелем РПСЦ: первая состоялась в 2004 году с покойным митрополитом Андрианом. Признавая заслуги президента Татарстана по поддержке усилий казанских старообрядцев в деле восстановления местных храмов, митрополит Корнилий вручил во время вчерашней встречи М.Ш.Шаймиеву медаль, выпущенную в память 100-летия распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. Сообщается также, что идея проведения в Казани "Всемирного Старообрядческого Собора" РПСЦ получила одобрение у главы республики. "Эта встреча с президентом Татарстана для нас является во многом историческим событием", - заявил журналистам после беседы с М.Ш.Шаймиевым митрополит Корнилий.
Однако для того, чтобы пробуждение в республике старообрядческих общин и возрождение через это в среде "потомственных" староверов утраченных элементов традиционного русского уклада жизни шло более быстрыми темпами, мало расположения "власть имущих", необходима постоянная работа самих пастырей РПСЦ. Насколько они способны к таковой в современной непростой ситуации и насколько удачным окажется их нынешний "штурм" Казани, должно стать ясным уже в ближайшее время.
Русская линия