Между тем, такое упрощенное понимание сложившейся на Украине ситуации вряд ли оправдано. Сегодня в Киеве существует много проблем, и их решение не столь очевидно, как может показаться на первый взгляд. В начале 90-х от канонического православия откололись три церковные организации: так называемая украинская православная церковь киевского патриархата, украинская автокефальная православная церковь и украинская греко-католическая (униатская) церковь. Все они были созданы не без поддержки, если не сказать по инициативе, тогдашней украинской власти, и продолжают сейчас пользоваться ее поддержкой, но считать, что эти расколы абсолютно зависимы от властей очень наивно. Более того, и прошлый и нынешний украинские президенты неоднократно предпринимали шаги по объединению хотя бы этих отколовшихся от православия церковных образований в одно целое, но, как видим, успеха в этом не достигли. Очень сомнительно, что даже при прямом давлении власти так называемому "патриарху" Денисенко удастся закончить процесс объединения своей УПЦ КП и УАПЦ. Каждый из украинских расколов бросил глубокие корни и уже имеет свою, отличную от других историю, своих прихожан и апологетов и "своих людей" во властных структурах, и уврачевание расколов, если и состоится в обозримом будущем, потребует настоящего вероисповедального подвига.
Пример тому затянувшийся процесс восстановления единства Русской Православной Церкви. Внешних преград не существует уже полтора десятка лет, но до сих пор не удается восстановить евхаристическое общение между господствующей в отечестве и зарубежной частями Церкви. Хотя такому сближению активно способствует Президент России В.Путин. Да и сам председатель ОВЦС не раз подчеркивал, что "объединение не может получиться в результате политической акции - такое искусственное объединение не принесет обществу добрых плодов". Эти слова митрополита Кирилла можно применить и к ситуации на Украине.
Сегодня для решения острых проблем украинской жизни нужны не только волевые решения государственной власти, но и тонкие, тщательно продуманные меры в вопросах церковной и общественной жизни. А главное - наша Церковь должна явить собой пример православного благочестия и нравственной высоты истинного христианства для тех украинцев, кто по духовной неопытности оказался в раскольничьих структурах.
Русская линия