Для создания музея здесь проводятся комплексные реставрационные работы фасадов и интерьеров, осуществляется проект инженерного обеспечения: отопления, вентиляции, освещения. В настоящее время ведутся работы по реставрации всех элементов фасадов колокольни, по позолоте ее главы, буквенного пояса, жгутов и кокошников. Их завершение планируется к Новому году.
Когда же на колокольне вновь зазвучат колокола неизвестно. Русская Православная Церковь вынуждена лишь приветствовать реставрацию и ограничиваться пожеланиями, чтобы "колокольня Ивана Великого использовалась не только как культурно-исторический объект, но и в соответствии со своим первоначальным, религиозным, назначением".
Справка:
Ансамбль колокольни Ивана Великого расположен между Соборной и Ивановской площадями и является композиционным центром Кремля. Ансамбль создавался на протяжении трех с лишним веков - с 1505 по 1815 год и состоит из столпа колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.
Колокольня была построена в 1505-1508 гг. на месте разобранной белокаменной церкви Иоанна Лествичника, возведенной при Иване Калите на Соборной площади. Итальянский архитектор Бон Фрязин создал ярусное сооружение - "восьмерик на восьмерике" высотой около 60 метров, завершающееся главой. В первом ярусе был размещен престол древнего храма.
В конце ХVI века Борис Годунов, мечтая построить в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского, приказал увеличить размеры колокольни, надстроив ее высоким барабаном с золоченой главой. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 метра. На протяжении двух веков "Иван Великий" оставался самым высоким зданием на Руси.
Композиционный принцип доминирующей вертикали благодаря колокольне Ивана Великого получил в дальнейшем развитие в русской архитектуре.
В 1812 году при отступлении из Москвы французы пытались взорвать колокольню, но лишь слегка повредили ее, в 1814-1815 гг. она была восстановлена. В ХХ веке памятник неоднократно реставрировался. Исследования показали, что первоначально фасады были окрашены красной краской "под кирпич" и украшены белокаменными деталями.
Русская линия