Истории хорошо известны имена богословов-мирян, таких, как Иустин Философ, Симеон Метафраст, Николай Кавасила, а в ХХ веке Владимир Лосский. К этому сонму можно смело отнести и Сергея Иосифовича Фуделя. Такое право дает та глубина мысли, которая заметна во всех его многочисленных сочинениях, будь то воспоминания или аскетические произведения, сочинения о литургии или труды о Достоевском, письма или работы о Церкви.
К сожалению, имя С.И. Фуделя долгое время было неизвестно широкому кругу читателей.
Сергей Иосифович Фудель был сыном протоиерея Иосифа Ивановича Фуделя (1864-1918), известного в начале ХХ века церковного писателя и публициста. Отец Иосиф оставил о себе добрую память как замечательный пастырь и проповедник, как автор "Дневника священника пересыльной тюрьмы" и целого ряда других книг, сохранивших актуальность и поныне. Отец Иосиф был близок к славянофилам, мыслителям того времени - В.В. Розанову, К. Леонтьеву, священнику П. Флоренскому.
Непросто складывалась судьба сына отца Иосифа - Сергея. Духовный сын Оптинских старцев, праведного Алексия Мечева и преподобного Алексия Зосимовского, он был знаком со многими дореволюционными философами и богословами.
Только спустя многие годы после смерти Сергея Иосифовича в России были изданы его мемуары, книги "Путь Отцов", "У стен Церкви", "Записки о литургии и Церкви". Теперь, спустя почти тридцать лет после смерти Сергея Иосифовича все эти работы изданы вместе. Помимо перечисленных, в данное собрание сочинений вошло и множество произведений, увидевших свет впервые.
В актовом зале библиотеки-фонда "Русское Зарубежье" в течение вечера прозвучало немало добрых слов в адрес Сергея Иосифовича.
О выдающемся наследии С.И. Фуделя сказали в своих выступлениях протоиерей Николай Балашов и протоиерей Владимир Воробьев, назвавший себя "младшим собеседником" Сергея Иосифовича. Говоря о трудах С.И. Фуделя о Ф.М. Достоевском и отце Павле Флоренском, отец Владимир отметил, что со стороны Сергея Иосифовича это был не просто интерес, а возможность донести мыслящей молодежи того времени христианские истины. "Он был апологетом, - сказал отец Владимир, - он думал, как привести современную молодежь к Богу, а проповедовать в то время было нельзя. И он искал темы, на которых можно было найти общий язык с современной ему молодежью".
Православие.Ru