В целом заметка настолько примитивизирует и искажает суть современных отношений Православной Церкви с Римско-Католической Церковью, что приходится только удивляться, насколько заокеанская "независимая" "The New York Times", вынужденная разжевывать эти сложнейшие отношения буквально до уровня "мама мыла раму", может угодить российской газете. Редакторам, похоже, даже не хватило сил хотя бы проверить пересказ цитат, сделанный в стиле учебника для 2 класса.
Вот отрывок из статьи:
"В Русской церкви все еще существует скрытая неприязнь к Ватикану и Папе, считает The New York Times".
...До конца своего папского срока помазанник Божий (Папа - авт.) надеялся вернуть икону, известную как Богоматерь Казанская, чтобы исполнить свое последнее желание: посетить с официальным визитом Россию.
Но Россию Папа так и не посетил. Даже после того как икону привезли в Россию, Патриарх Алексий II в своем обращении к верующим исключил всякую возможность появления Папы в России. Он сказал В. В. Путину, что это "одна из множества копий" иконы. "По этой причине, - добавил Патриарх, - Папа не может приехать в Россию".
Действительное положение вещей проще всего узнать из первоисточника - приведем текст интервью Святейшего Патриарха Алексия британским журналистам:
"Ни по своему размеру, ни по характеру живописи эта икона не может быть отождествлена с исторически известным, чудотворным и намоленным образом, явленным в Казани в 1579 году. Практически в каждом православном храме обязательно присутствует список этой чтимой народом Божиим иконы. Икона, хранящаяся в Ватикане, принадлежит к этому ряду, и ничего сенсационного в данном обстоятельстве нет.... Однако не следует указанное событие ставить в прямую зависимость от визита в Россию Папы Римского. Это вопросы, лежащие в различных, непересекающихся плоскостях, - процесс обретение православными верующими современной России отеческого духовного наследия и ход православно-католического диалога".
Еще один отрывок из статьи:
Как ни странно, отношения между Папой и Патриархом только ухудшились после распада СССР. После 1991 года Православная церковь вновь восстановила свой авторитет у верующих. В этих условиях Ватикан и его харизматические (?? - авт.) лидеры предстали в свете грозной силы для православия. Лидеры патриархии все чаще стали обвинять католиков в попытке обратить как можно больше верующих в свою веру.
Но в России, где политическое влияние Православной церкви значительно выросло, оппозиция (кому? - авт.) Патриарха не дала свершиться столь важному визиту, несмотря на приглашения со стороны Михаила Горбачева и Владимира Путина. Путин признал тот факт, что если Папа захочет посетить Россию, то он вынужден будет подчиняться Патриарху.
А вот как выглядит ситуация в адекватном пересказе (не для 2 класса) - еще один отрывок из интервью Святейшего Патриарха:
"Причины сегодняшнего весьма скромного уровня отношений между официальным Ватиканом и Московским Патриархатом известны: это политика прозелитизма в России и других странах СНГ, осуществляемая католическими миссионерскими орденами и направленная на обращение в католицизм крещенных в Православии и принадлежащих к православной культурно-исторической традиции людей. Особенно недопустимо это в отношении детей, находящихся в создаваемых миссионерами приютах, а также наших обездоленных сограждан, вынужденных обращаться к католикам за получением социальной помощи.
Остается нерешенной и другая проблема, омрачающая наши отношения с Ватиканом, ибо до сих пор не залечены раны греко-католического гонения на православных в западных областях Украины. Сотни тысяч верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата во Львовской, Иваново-Франковской и Тернопольской областях продолжают оставаться в ситуации униженного и гонимого религиозного меньшинства. Известно, что Греко-католическая церковь была запрещена Сталиным в послевоенный период. Часть униатов перешла в Православие, друга часть осталась греко-католиками, при этом и те и другие духовно окормлялись в православных храмах. Даже нынешние греко-католические священники в свое время получали духовное образование семинариях и академиях Русской Православной Церкви. Когда на пространстве бывшего СССР настало время истинной религиозной свободы, мы ожидали что Рим не на словах, а на деле явит свою верность принципу отношения к Православию как к Церкви-Сестре, провозглашенному Вторым Ватиканским собором. Однако именно в этот период на Западе Украины на волне дикого национализма началась широкая кампания по изгнанию униатами православных верующих из храмов, избиения православных священников, осквернения православных святынь. Понять и принять в конце двадцатого века подобную нетерпимость, достойную самых мрачных периодов средневековья, мы не можем.
... Следует хорошо понимать, что Предстоятель Русской Церкви в подобных контактах олицетворяет всю Полноту церковную. И потому ситуация, при которой встреча с Папой под объективами сотен кино- и фотокамер состоялась бы, а добрых и ощутимых плодов не принесла, для нас неприемлема. Такой встрече должны предшествовать конкретные шаги, свидетельствующие о намерениях католической стороны.
... Наряду с этим у Русской Церкви сохраняются традиционно добрые отношения с отдельными католическими епархиями, монастырями, научными и учебными центрами, библиотеками, благотворительными фондами.... Поэтому появляющиеся порой в западной прессе подозрения Священноначалия нашей Церкви в антикатолической предвзятости вряд ли справедливы".
Заметку в "Архангельске" венчает такое резюме: "Даже после своей смерти Иоанн Павел II продолжает олицетворять для России обитель зла. Так, Алексей Митрофанов, представитель партии ЛДПР в Государственной думе, предложил "ужесточить" репортажи СМИ, освещающие смерть и похороны Папы".
А ведь заявление депутата наталкивает на мысль, что он не так далек от правды. Бесконечный поток новостей и передач о смерти папы несмотря на свою пафосную риторику очень далеко увел зрителя от одной из главных вещей - серьезного размышления о той роли, какую сыграл Иоанн Павел II в истории СССР и России.
В результате чего и появляются с чужого голоса заметки, подобные обсуждаемой.
В заключение хочется задать вопрос журналисту, подготовившему публикацию: отдаете ли Вы себе отчет в том, что такие публикации дезинформируют читателей, становятся предметом некомпетентных оценок, разжигают межконфессиональную рознь, косвенно поддерживают насильственные акции по захвату храмов на канонической территории Русской Церкви, способствуют подрыву основ вековой культуры России. Неужели Вы не понимаете, сколько душевных страданий приносит верующим христианам России и СНГ сложившаяся ситуация. Такие публикации направлены на одно - как можно больше увеличить разрыв между христианскими Церквами Востока и Запада, ослабить единство славянских народов, оскорбить национальное достоинство граждан нашего православного Отечества.
Пресс-служба Архангельской епархии