itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Потаенные годы Далай-ламы

Религия 
0
36
Время на чтение 3 минуты
Прошедший по российскому телевидению аккурат перед Великим постом сериал "Потаенные годы Иисуса" вновь пробудил к жизни мистически-окрашенную тибетскую тему. Со времен памятного многим "второго пришествия" Рерихов в конце 80-х гг. и последовавшей за ним пламенной антирерихианской кампании диакона Андрея Кураева тибетская тема стала совершенно маргинальной. Интерес к Тибету, как и прежде, оказался уделом небольшой кучки иллюминатов-посетителей лекций в Политехническом музее, ведомых учеными-востоковедами.
Но ситуация в Китае меняется, и изгнанник Далай-лама публикует послание, в котором выражается осторожная надежда на скорое изменение ситуации в сторону более благоприятную для Далай-ламы.
Как известно, в первые годы коммунистической оккупации пекинское правительство заявило, что "на испове­дание религии не будет наложено ника­ких ограничений". Формальное обяза­тельство Китая защищать и уважать тибетские религиозные традиции вошло в "Соглашение из семнадцати пунктов" 1951 года. В этом "Соглашении" ясно го­ворилось, что статус, функции и власть Далай-ламы не будут изменены и что "политика свободы вероисповеданий, определенная во Всеобщей программе Народного политического консультатив­ного совета Китая, будет проводиться в Тибете". Сейчас в Китае принято утверждать, что разрушение культуры и религии Тибета было результатом "культурной революции" 1966-1976 гг., которая нанесла ущерб также и самому Китаю. Однако большая часть разрушений памятников культуры и религии Тибета осуществлена в период с 1955-го по 1961 год. Да и либерализация образца 1979 г.принеса тибетцам не много свободы. Были разрешены лишь "избранные" религиозные практики: поклоны, обход святых мест, подношение масляных ламп, чтение мантр, вращение молитвенных барабанов, сжигание благовоний, развешивание молитвенных флажков и т.д, однако дальше китайские власти не пошли.
Тибетским буддистам не разрешили главного - свободного принципа формирования монастырей и религиозного образования. А в 1994 г. и вовсе в порядке "патриотического перевоспитания" стали закрывать монастыри и выдавать ламам временные удостоверения. В 1998 г. ламам совсем запретили проповедь, а ведь всякий знает, что запретить религиозным деятелям проповедь значит практически отказать им в праве исповедовать их религию.
Достаточно сложная китайско-тибетская коллизия резюмируется в противостояние чисто политическое: китайский патриотизм против патриотизма тибетского. В 1997 году китайская кампания "Патриотическое воспитание" охватила школы и другие учебные заведения Китая и Тибета с целью подготовки "десятков тысяч юношей, которые будут искренне любить Китай и трудиться на благо социализма". А поскольку тибетский буддийский апатриотизм шел вразрез с китайским госатеистическим патриотизмом, начались новые притеснения.
Похожая история (позволим себе немного исторических аналогий) имела место и в СССР: пока советское руководство видело в верующих носителей "дореволюционного патриотизма", "белогвардейщины" и подобных им настроений, оно искореняло религию. Когда же, после войны, стало ясно, что РПЦ МП вполне разделяет советскую патриотическую установку, гонения прекратились. Однако пришел Н.С. Хрущев, и кампания искоренения РПЦ МП началась вновь, и вновь "борьбой за мир", протестами против арестов Луиса Корвалана и апартеида, НАТО и Пентагона, РПЦ МП удалось доказать, что Церковь не только "признает Советский Союз своей гражданской родиной" со всеми ее радостями и печалями, но и активно служит целям его внешней политики. Грубые гонения на Церковь прекратились в брежневское время, хотя полной свободы пришлось ждать еще тридцать с лишним лет.
...В наше время в России церковность стала практическим элементом, залогом и началом "патриотического воспитания". Этот политический стереотип воспроизводят в своих политических условиях китайские "государственные" католики, которые (в отличие от "негосударственных") отказались от всяких контактов с Папой Римским и выступают за патриотический подъем и сотрудничество с Коммунистической партией Китая.
Надо иметь в виду, что борьба за права буддистов рассматривается руководством КНР как элемент тибетского сепаратизма. Тут есть своя правда. Например, как бы ни рассматривать процент католиков в последние годы Советской Литвы, но небезызвестные события с получением независимости щедро подпитывались некотрыми религиозными деятелями.
Не стало ли нынешнее послание Далай-ламы шагом в направлении "огосударствления" тибетского буддизма, превращения его в такую же респектабельную китайскую конфессию как "патриотическая" католическая Церковь? Не надеется ли лидер буддистов мира, говоря о "последовательной солидарности" с руководством КНР, что благодаря этой "декларации" ему разрешат въезд в Китай? Он заявляет: "Сегодня реальность такова, что мы все зависим друг от друга и должны существовать на нашей маленькой планете бок о бок. Поэтому единственно разумный и приемлемый путь разрешения противоречий, будь то между отдельными людьми, народами или странами, лежит через политическую культуру ненасилия и диалога. Поскольку наша борьба основана на истине, справедливости и ненасилии и не направлена против Китая, мы получали растущее сочувствие и поддержку от всего мира, в том числе и от китайцев". Эти слова не требуют комментария.
Слово за руководством КНР… Возможно, приняв эстафету, оно ликвидирует одну из самых вопиющих историй с нарушением прав верующих на Востоке. А там и российский МИД подтянется, и встреча "дорогого товарища Далай-ламы" радостными верующими буддистами России не за горами (сейчас, напомним, духовному главе буддистов не дают даже въездной российской визы)…
Портал-Credo.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Религия
Тревожное пророчество старца Ефрема Аризонского
О какой войне говорил основатель 19-ти православных монастырей в Северной Америке
05.02.2020
Духовное наследие преподобного Серафима и новомученики XX века
19 июля/1 августа - обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903)
31.07.2016
Человек, ушедший из семьи, нового счастья как правило не находит
В канун дня памяти святых Петра и Февронии, официальный представитель Московского патриархата священник Михаил Дудко рассказал о том, как смотрит Церковь на разные аспекты личной жизни современных людей
08.07.2005
Все статьи темы
Последние комментарии
Поможет ли нам «Генерал Мороз»?
Новый комментарий от Vladislav
27.09.2022 01:13
Кем же хочет стать Россия?
Новый комментарий от Владимир22
26.09.2022 20:50
Клуб весёлых опарышей: личинки в голове МинПромТорга
Новый комментарий от наталья чистякова
26.09.2022 20:20
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Константин В.
26.09.2022 20:18