Если в первом случае Березовский заменил ставшего ненужным Третьякова на более приемлемую для себя кандидатуру, то во втором - коллеги олигарха по газетному бизнесу взяли на вооружение эту уже отработанную модель, оставив его самого не у дел.
Для неискушенного человека, не желающего вдаваться в финансовые кружева, которые осторожный олигарх плел вокруг своих медийных активов, и "Независимая", и "Новые Известия" прочно срослись с определением "газета Березовского". Однако увольнение Голембиовского расставило на свои места, что и кому принадлежит на самом деле. Оказалось, что 76-ю процентами акций "Новых Известий" распоряжается председатель ее совета директоров Олег Митволь, который и принял решение об отставке главного редактора, а также временном (до вторника) прекращении выхода издания в свет.
В интервью Интерфаксу Олег Митволь заявил, что контрольный пакет акций газеты находится у него в собственности, а не передан ему в доверительное управление Березовским, как это считалось ранее. Поэтому все действия Голембиовского, который, узнав о своей отставке, заменил в здании редакции охрану и объявил сотрудникам газеты, что "берет ситуацию под личный контроль" до тех пор, пока ему не удастся "связаться с находящимся в Лондоне Борисом Березовским для выяснения сложившейся ситуации", - не имеют никакой юридической силы. Митволь подчеркнул, что "если в пятницу все-таки появится какой-то номер якобы "Новых Известий", то ОАО "Новые Известия" к нему не будут иметь никакого отношения". Вместе с тем он дал понять, что Игорь Голембиовский может остаться на посту главного редактора (в зависимости от развития событий), однако должности генерального директора будет в любом случае лишен.
Объясняя причины, побудившие его произвести смену менеджмента издания, Митволь заявил, что при прежнем руководстве "Новые Известия" погрязли в финансовых нарушениях. По его словам, проведя ревизию хозяйственно-финансовой деятельности компании, он обнаружил, "что в ней присутствовали действия, прямо подпадающие под статьи Уголовного кодекса", и высказал предположение, что его "кто-то хотел обанкротить".
Немедленная реакция на события вокруг "Новых Известий" последовала на страницах одного из близких Березовскому интернет-изданий. Там подчеркивается, что опальный олигарх все же "финансирует" эту газету и поэтому расценивает происшедшее как очередной удар по своим интересам, а заодно по "неподконтрольным Кремлю журналистам". В опубликованном интервью расстроенный Березовский в сердцах заявил, что все это навело его на мысль, что "пора возвращаться в Россию и восстанавливать конституционный порядок".
Иными словами, Березовский не видит альтернативных способов как-либо повлиять на ситуацию вокруг остатков своей собственности (реальной или мнимой) в России. При этом, в подобное положение он поставил себя сам, не желая брать на себя прямую ответственность и управляя своими активами через "доверенных лиц". Еще в августе прошлого года олигарх жаловался, что некие люди, которым он "поверил на слово и дал деньги", считают, что, "поскольку я за границей, то можно произвольно распоряжаться принадлежащими мне акциями". Однако в случае с "Новыми Известиями" с самого начала права собственности делились так: 76 % акций принадлежали Митволю, а остальные 24 % - журналистскому коллективу, интересы которого как миноритарного акционера представлял Игорь Голембиовский. Так что жаловаться на грабеж и притеснения по политическим мотивам у олигарха нет никаких оснований - официально у него попросту нечего отбирать.
Таким образом, нельзя исключить, что сходная коллизия однажды может приключиться и с другими медиа-активами, связанными с бизнесом Березовского, - той же "Независимой газетой" или, страшно сказать, издательским домом "Коммерсант".
Евгений Евдокимов, Страна.Ru